Технология производства бетонных работ

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комплексный технологический процесс бетонирования конструкций, согласно общей схеме, включает приготовление бетона и транспортирование его на строительный объект, подачу, распределение, укладку и уплотнение в конструкции, уход за бетоном в процессе твердения.
Бетонная смесь приготавливается в соответствии с заданной по проекту маркой бетона и с предъявляемыми к нему требованиями по водонепроницаемости, морозостойкости, сохранению механических свойств в агрессивных средах. Кроме этого, она должна обладать определенными техническими свойствами, обеспечивающими транспортирование и удобство работы с ней. В этом отношении смесь должна не расслаиваться и иметь определенную консистенцию, которая в зависимости от условий укладки смеси может изменяться от жидкой до густой и жесткой.Оценку консистенции производят с помощью стандартного конуса и технического вискозиметра(рис. 6.13) .

способы определения консистенции бетонной смеси
Рис. 6.13. Способы определения консистенции бетонной смеси:
а — по подвижности с помощью стандартного конуса: 1 — воронка; 2 — конус; 3 — поддон; 4 — мерная линейка; б — по жесткости — техническим вискозиметром: I — прибор; II — бетон до вибрации; III — после вибрации; 1 — цилиндрическое кольцо; 2 — эталонный конус; 3 — воронка; 4 — штатив; 5 — диск с отверстиями; 6 — штанга; 7 — виброплощадка




Мера подвижности бетонной смеси определяется осадкой конуса: до 2 см — смеси жесткие; 4...6 — малоподвижные; 8... 12 — подвижные;    14...18 — высокоподвижные;    более 18 — литые.
Удобоукладываемость (жесткость) смеси определяется на техническом вискозиметре и составляет: более 200 с — для особо жестких; 30...200 — для жестких; 15...30 — для малоподвижных смесей.
По прочности на сжатие, согласно СНиП, установлены следующие марки тяжелых бетонов: М50, М75, М100, М150, М200, М250, М350, М400, М450, М500, М600 и выше. Для конструкций, которые проектируются с учетом требований СТ СЭВ (СНиП 2.03.01 — 84), прочность бетона на сжатие характеризуется классами: Bl; Bl,5; В2; В2,5; В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В25; ВЗО; В35; В40; В45; В50; В55; В60.
Для перехода от класса бетона В к прочности бетона на сжатие R, МПа, используют коэффициент 0,778: R = 0,778В.
По водонепроницаемости установлены следующие марки бетонов: В-2, В-4, В-6, В-8, В-10, В-12, что, соответственно, в МПа составляет 0,2; 0,4; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2.
По морозостойкости различают марки 50, 75, 100, 150, 200, 300, 400 и 500 (число циклов замораживания и оттаивания, при котором прочность снижается не более 15%).
Бетонную смесь приготавливают в бетоносмесителях, которые в зависимости от способа загрузки компонентов и выдачи готовой смеси делят на бетоносмесители непрерывного действия (загрузка и выдача смеси происходит непрерывно) и цикличные. В последних работа происходит по циклу загрузка — перемешивание — выгрузка.
По способу перемешивания различают бетоносмесители гравитационные и принудительного перемешивания. В гравитационных бетоносмесителях барабан смесителя после загрузки в него компонентов и воды приводится во вращение. При этом загруженные материалы, увлекаемые лопастями, перемешиваются. Этот способ применяется для приготовления подвижной смеси. Смесители принудительного перемешивания, оборудованные лопастями либо кулачками, при вращении которых масса перемешивается, применяются при приготовлении малоподвижных, жестких смесей.
Бетонную смесь готовят, как правило, на стационарных и приобъектных бетонных заводах.
Компоновка оборудования бетоносмесительных установок выполняется по двум схемам: башенной (рис. 6.14, а), когда составляющие бетонной смеси один раз поднимаются в верхнюю точку технологического процесса и далее перемещаются вниз под действием собственной силы тяжести, и двухступенчатой (рис. 6.14, б), при которой подъем происходит дважды. Наиболее компактны и экономичны башенные установки, но из-за значительной высоты (до 35 м) затрудняется их монтаж. На рис. 6.14, в показана типовая бетоносмесительная установка башенного типа с двумя бетоносмесителями гравитационного действия (объем замеса 750 л).

бетоносмесительные установки
Рис. 6.14. Бетоносмесительные установки: а — схема компоновки: 1 — башенная (вертикальная); 11 — двухступенчатая (партерная): 1 — конвейер на складе заполнителей; 2 — конвейер подачи заполнителей в расходные бункера; 3, 9, 10 — соответственно поворотная, направляющая и распределительная воронки; 4 — расходный бункер; 5 — труба пневмоподачи цемента; 6, 7, 8 — дозаторы соответственно цемента, заполнителей, воды; 11 — бетоносмеситель; 12 — раздаточный бункер; 13 — автобетоновоз; 14 — автоцементовоз; 15 — скиповый подъемник или конвейер; б — инвентарная установка СБ-СВ-II: 1, 3—конвейеры; 2 — поворотная воронка; 4 — элеватор; 5, 6, 12 — дозаторы; 7,8 — расходные бункера цемента и заполнителей; 9 — приемная воронка; 10 — бетоносмеситель; 11 — раздаточные бункера

Постоянно действующие стационарные бетонные заводы выпускают товарный бетон для потребителей близлежащих районов. Крупные заводы в комплексе с парком бетонотранспортных средств снабжают бетонной смесью строительные объекты, находящиеся в радиусе до 100 км. Приобъектные заводы, обычно эксплуатируемые два-три года, сооружают сборно-разборными или из отдельных блоков. Сборно-разборные инвентарные установки целесообразны при расположении объектов за пределами радиуса действия бетонных заводов и незначительной потребности в бетоне (50...70 м3/сут); такие установки состоят из бетоносмесителей, весовых дозаторов и складов заполнителей.
После приготовления бетонную смесь транспортируют к месту ее укладки. При перевозке смесь должна быть защищена от атмосферных осадков, замораживания, высушивания, а также от вытекания цементного молока. Допустимая продолжительность перевозки зависит от температуры смеси при выпуске ее из смесителя: она не должна превышать 1 ч при температуре смеси 20...30°; 1,5 ч — при 19... 10° С; 2 ч — при 9...5° С.
Длительная транспортировка смеси по плохим дорогам приводит к ее расслаиванию. В транспортных средствах без побуждения в пути смеси не рекомендуется перевозить на расстояние больше 10 км по хорошей дороге и больше 3 км — по плохой.
Приготовленную на бетонных заводах смесь транспортируют к местам укладки главным образом автосамосвалами, автобетоносмесителями и автобетоновозами с кузовом специальной формы. Основной объем бетонной смеси доставляется на строительные объекты самосвалами. При таком способе перевозки смеси на большие расстояния требуются значительные расходы для ее дополнительного перемешивания после погрузки и для очистки кузовов.


Строительные работы