Работа землеройно-транспортных машин

К землеройно-транспортным машинам относятся бульдозеры, скреперы, автогрейдеры и грейдер-элеваторы. Все они используются для выполнения комплекса земляных работ, связанного с разработкой и транспортировкой грунта.
Бульдозер представляет собой трактор с навесным оборудованием, состоящим из отвала, толкающей рамы и устройства для управления отвалом. При этом отвалы могут быть поворотными и неповоротными с гидравлической и канатно-блочной системой управления.
Бульдозеры предназначены для разработки, срезки, перемещения, послойного разравнивая, планирования, окучивания грунта при устройстве выемок и насыпей, срезке растительного слоя, планировочных работах, окучивании сыпучих и других строительных материалов, а также при расчистке территорий в составе подготовительных работ, обратной засыпке траншей и котлованов и т. п.
В зависимости от мощности базового трактора бульдозеры делятся на малогабаритные (до 20 кВт с тяговым усилием до 40 кН), легкие (соответственно до 60 кВт и 60 кН), средние (до 100 кВт и 100 кН) и тяжелые (до 120...240 кВт и 150...250 кН).
Цикл работы бульдозера состоит из набора, перемещения и разравнивания грунта (рабочий ход), обратного хода и маневров в концах ходов. При рациональной схеме работы время рабочего хода должно быть не меньше 70% времени цикла. Набор грунта бульдозером осуществляется при следующих способах резанья: прямоугольном, клиновом и гребенчатом. После набора грунта бульдозер может перемещаться по одной из двух схем: однослойной или траншейной. Однослойная схема перемещения используется в основном при срезке бульдозером растительного грунта. Набрав грунт, он перемещает его в отвал или промежуточный вал и без разворота возвращается к месту нового резанья. При траншейной схеме разработка ведется с оставлением перемычек, которые разрабатываются после прохода каждой траншеи. Траншейный метод позволяет значительно уменьшить потери грунта при перемещении машины. Если фронт работ достаточно широк, то допускается одновременная спаренная работа 2...4 бульдозеров, при этом потери грунта также уменьшаются.
Для эффективного использования бульдозеров необходимо учитывать предельную дальность перемещения грунта и наибольшие уклоны рельефа местности. Для повышения производительности бульдозеров в зависимости от вида и дальности перемещения грунта в отвал машины дополнительно оснащают откосниками, открылками, уширителями и др.

Скреперы являются самоходными или прицепными (к гусеничному или колесному тягачу) землеройно-транспортными машинами, рабочим органом которых служит ковш с ножами в нижней части для послойного резания грунта. Они предназначены для послойной разработки в выемках и перемещения грунта с укладкой его в насыпи или в отвалы слоями заданной толщины, с разравниванием и предварительным частичным уплотнением, а также для срезки растительного грунта и выполнения планировочных работ. Скреперами разрабатывают песчаные, глинистые, суглинистые, галечно-гравийные и связные грунты с обломочными включениями скальных пород. Очень тяжелые и плотные, а также мерзлые грунты предварительно разрыхляют.
На площадках с поперечным (к направлению движения) уклоном до 5° скрепер должен набирать грунт при прямолинейном движении. При уклонах более 5° необходимо предварительно нарезать уступы и устраивать площадки для разворота скрепера. Наибольший эффект при наборе грунта достигается при движении скрепера в глинистых грунтах под уклон 5...8°, а в песчаных — на подъем 2...3°.
Показатели основных технологических параметров скреперов в зависимости от вида машины и вместимости ковша приведены в таблице.
При наборе грунта скреперами в процессе разработки используются различные способы резания: прямоугольный — при разработке любых связных грунтов; клиновой — при связных грунтах на горизонтальных участках; гребенчатый — при сухих суглинистых и глинистых грунтах на горизонтальных участках; клевковый — при сухих песчаных и супесчаных грунтах.
Длина пути набора грунта при совместной работе скрепера и толкача сокращается: в супесчаных и суглинистых грунтах — до 10...12 м, в глинистых — до 15...18 м (при нормальной длине пути набора 22...26 м), при этом толщина стружки увеличивается на 20...25%.
Имеют место две схемы последовательности разработки грунта и движения скреперов: траншейно-гребенчатая и ребристо-шахматная. Вторая схема по сравнению с первой сокращает время наполнения ковша благодаря резанию в конце набора более узкой и толстой стружки, что повышает производительность работы скрепера. Однако для такой схемы разработки Требуются крупные выемки.
В зависимости от вида возводимого земляного сооружения, количества резервов и отвалов, длины рабочей захватки и других условий принимают различные траектории движения скреперов.
Для обеспечения движения скреперов предусматривают устройство землевозных дорог и площадок для их разворота с допустимыми размерами по ширине, крутизной подъемов и спусков и минимальными радиусами поворота.
Автогрейдеры, являются универсальными землеройно-транспортными машинами, которые используются при планировочных работах, на строительстве и содержании дорог, для возведения насыпей высотой до 1 м, зачистке дна котлованов и невысоких откосов, при устройстве кюветов и нагорных канав и др. В качестве сменного рабочего оборудования на автогрейдерах могут быть установлены удлинитель, откосник, планировщик, бульдозер, снегоочиститель, уширитель и грейдер-элеватор.
Грейдеры-элеваторы — высокопроизводительные машины, используемые для послойной разработки режущим диском или стругом грунтов I-III групп с последующим их перемещением конвейером в отвал или транспортные средства. Прицепными грейдер-элеваторами возводят насыпи высотой до 1,25 м, самоходными — высотой 2...2,5 м.


Строительные работы