Управление строительством, проектно-сметная документация

Перспективные и годовые планы строительства разрабатываются на основе государственных планов развития народного хозяйства. Обеспечение планового ввода зданий и сооружений в эксплуатацию с наиболее рациональным использованием материально-технических трудовых ресурсов — главнейшая задача оперативного планирования и управления строительством.
На основе пятилетних планов строительно-монтажных работ в монтажных организациях разрабатываются годовые строительно-финансовые планы (стройфинпланы). Стройфинплан отражает укрупненно всю деятельность строительной организации с разбивкой выполнения наиболее важных показателей по кварталам, содержит производственно-технические, хозяйственные и финансовые показатели работы строительной организации. В нем не содержится конкретных заданий для низовых подразделений, поэтому стройфинплан не является документом, по которому можно осуществлять оперативное управление строительным производством. Он включает сведения об объеме строительно-монтажных работ по отдельным объектам и монтажным участкам, данные о выработке и фонде заработной платы, а также ряд других показателей.
На основе показателей стройфинплана строительные организации в целях наибольшего приближения плановых заданий к исполнителям разрабатывают оперативные планы на более короткие отрезки времени: месяц, декаду, неделю с разбивкой по суткам. С помощью таких планов осуществляется оперативно-производственное планирование и управление для обеспечения выполнения всех заданий по количественным и качественным показателям, предусмотренным в стройфинплане.
Оперативные планы разрабатываются для всех низовых подразделений строительной организации включая мастеров и рабочих, а также вспомогательное производство и обслуживающее хозяйство. Исходными данными для составления месячного оперативного плана являются стройфинплан, проектно-сметная документация, очередность строительства отдельных объектов и ППР.
Оперативное планирование должно обеспечивать четкое взаимодействие всех исполнителей, внедрение передовой технологии выполнения строительно-монтажных работ, равномерную и ритмичную работу строительных потоков, повышение производительности труда и экономическую эффективность строительства.
В значительной степени составление оперативных планов упрощается при наличии в проектно-сметной документации проектов производства работ, содержащих величины объемов работ в натуральном и денежном выражении, потребность в материально-технических ресурсах и рабочих.
Оперативные планы являются основой оценки производственной деятельности строительных организаций за определенные отрезки времени (месяц, квартал), определения премиальных форм оплаты труда. Деятельность строительных организаций в оперативных планах оценивается по следующим показателям: сроки ввода объекта в эксплуатацию; объемы строительно-монтажных работ в натуральном и денежном выражении; численность работающих и фонд заработной платы; выработка на одного работника в денежном выражении; потребность в материалах, конструкциях, деталях и полуфабрикатах, а также в строительных машинах и механизмах. Ведущим показателем является срок ввода объекта в эксплуатацию.
Разработку оперативных планов ведут в определенной последовательности. По данным календарного плана или сетевого графика с учетом данных стройфинплана устанавливаются контрольные цифры по объему выполняемых работ в денежном выражении. Начальники монтажных участков или производители работ не позже чем за 7 дней до начала планируемого месяца представляют в плановый и производственно-технический отделы монтажного управления калькуляцию (перечень) объемов работ на планируемй месяц. Оперативный план монтажного управления формируется на основании планов производителей работ. Плановый отдел на основе проверенных и откорректированных производственно-техническим отделом наборов работ (объемов и видов) составляет специальные формы оперативного плана для отдельных исполнителей и всего монтажного управления. Разработанный оперативный план утверждается главным инженером на заседании в присутствии начальников участков и других руководителей организаций, от которых зависит выполнение строительно-монтажных работ. Схема оперативного планирования представленаСхема оперативного планирования представлена на рис. 3.7.
На основе месячного оперативного плана составляется недельно-суточный или декадно-суточный график. Для разработки недельно-суточного графика в монтажных управлениях производители работ совместно с мастерами подсчитывают объемы работ на отдельных фронтах на предстоящую неделю и определяют потребности в материально-технических ресурсах, рабочих и транспорте. На основе этих данных плановый и производственно-технический отделы монтажного управления составляют недельно-суточный график, учитывая работы субподрядных организаций. Реальные недельно-суточные графики становятся оперативным, действенным инструментом управления строительно-монтажными работами. Знание показателей недельно-суточного плана всеми членами комплексных бригад и бригад конечной продукции — необходимое условие успешного выполнения намеченных работ. В заданиях бригадам отражаются следующие показатели: срок ввода в действие объекта; сроки выполнения производственного (аккордного) задания; заработная плата выработка и потребность в строительных материалах, деталях и конструкциях, машинах и механизмах.
Прогрессивным видом деятельности комплексных бригад и бригад конечной продукции является хозрасчетная организация их работы. Хозрасчетная деятельность бригад характеризуется сокращением сроков, увеличением объемов и повышением качества выполнения работ, ростом производительности труда, экономным расходованием строительных материалов, эффективным использованием строительных машин и механизмов.
Технико-экономические обоснования планов, потребность в материально-технических ресурсах, объемы плановых заданий и другие показатели определяются с помощью системы нормативов, основными из которых являются следующие:
производственные нормативы — нормы затрат труда и заработной платы (ЕНиР), нормы расхода материалов, нормативы и допуски по качеству строительной продукции, нормы эксплуатации машин и механизмов;
нормативы организации и управления строительством — нормы продолжительности строительства, нормы запасов строительных материалов, нормативы сборности и механизации, нормативы основных и оборотных фондов;
сметные нормативы — сметные нормы СНиП, прейскуранты и районные сметные нормы;
плановые нормативы — учитывают производственные и местные условия строительства и служат для определения объемов строительно-монтажных работ.
В типовом строительстве пользуются укрупненными нормами на затраты труда и заработной платы, планово-производственными нормативами — на производство работ, комплектовочными ведомостями — на строительные материалы, детали и конструкции. Эти документы значительно облегчают разработку оперативных месячных планов.
Применение сетевых графиков дает значительный эффект в оперативном планировании, так как позволяет предусмотреть такую технологическую последовательность, которая обеспечивает ввод зданий и сооружений, не нарушая установленных сроков, и обратить особое внимание на работы критического пути, подлежащие выполнению в первую очередь.
Анализ показывает, что оперативное планирование на основе данных сетевых моделей дает наибольший эффект при использовании ЭВМ в организации специальной службы — сетевого планирования и управления (СПУ).
С переходом строительных организаций на условия хозрасчета необходимо совершенствовать систему показателей для создания прогрессивных условий производства работ, выполнения работ по заданной технологии с обеспечением объективной оценки результатов. При этом число показателей в оперативном планировании может значительно снизиться.
Для контроля и регулирования выполнения оперативных планов с целью непрерывного и равномерного производства СМР в строительных управлениях организовывают диспетчерское управление, или диспетчеризацию.
В задачи диспетчеров входят:  организация  подготовки  к производству СМР, осуществление связи поставщиков материально-технических ресурсов с транспортными организациями, увязка работы генподрядных и субподрядных организаций, а также всех служб, участвующих в строительстве. Диспетчерское управление осуществляется на основе всех оперативных планов исполнителей и сетевого графика, находящихся в диспетчерской службе.
Руководитель диспетчерской службы (главный диспетчер) является центральной фигурой на строительной площадке по решению оперативных вопросов производства. Он контролирует выполнение суточного графика; указания главного диспетчера и сотрудников аппарата являются обязательными. Главные диспетчеры строительно-монтажных управлений — заместители главных инженеров.
Для быстрого сбора и обработки информации, доведения распоряжений руководства и главного диспетчера до исполнителей в кратчайшие сроки в диспетчерской службе имеется оперативная группа. Сбор информации может осуществляться с различными периодами и в разной форме. Без разбивки здания на этапы сбор информации за определенный период (неделя, декада) производится путем обмера выполненных работ, на что тратится много времени. При этом возможна недостоверность информации. В случае разбивки строительства объекта на этапы исполнителем передается информация о выполнении оконченного этапа, это сокращает общий поток информации.
Диспетчерская служба обеспечивается средствами связи, позволяющими проводить общие диспетчерские совещания на рабочих местах. Строительные площадки оборудуются системами громкоговорящей связи. Схема диспетчерской службы управленияСхема диспетчерской службы управления представлена на рис. 3.8.
Совершенствование управления строительным производством осуществляется с помощью создания автоматизированных систем управления (АСУ).
Автоматизированная система устанавливает определенную зависимость между управляющим объектом, исполнителями и объектом управления на основе применения математических методов решения задач управления производственными процессами с использованием ЭВМ. Взаимодействие управляющего и управляемого объектов осуществляется по замкнутому контуру, образуемому прямыми и- обратными связями.
Анализ различных систем управления строительным производством показывает, что около 40% времени уходит на получение, изучение и анализ информации, поступающей руководителю; 12% — на принятие решений; 30% — на передачу управляющего воздействия на объект управления и 18% — на проверку исполнения.
При проектировании и применении АСУ необходимо учитывать, что прежде, чем экспериментировать на самом объекте, необходимо опробовать возможные варианты на его модели, и только получив приемлемый прогнозируемый результат, перейти к воздействию непосредственно на объект управления. Модели могут быть разных видов: умозаключительные, описательные, графические, физические, математические и комбинированные.
В замкнутом контуре взаимодействия управляющего и управляемого объектов могут быть использованы несколько автоматизированных систем различного назначения. Автоматизированные информационно-справочные системы предназначены для хранения, обработки и передачи информации руководителю для принятия решения (АИС). Автоматизированные системы обработки данных (АСОД) обеспечивают анализ и выбор вариантов решения целого ряда задач планирования и управления. Результаты АСОД направляются управляющему объекту для оценки, либо непосредственно объекту управления. cхема функционирования произвольной системы управленияСхема функционирования произвольной системы управления в общем виде представлена на рис. 3.9.
Как видно из рисунка, взаимодействие управляющего и управляемого объектов осуществляется по двум контурам. Первый контур включает в себя принятие решения на базе достаточно точных прогнозов, которые являются качественной оценкой предполагаемого воздействия на объект управления. Основа этого контура — модель объекта управления. Второй контур содержит собственное  управление  объектом.   Управляющее   воздействие выдается на объект управления по каналу прямой связи. Результаты этого воздействия воспринимаются управляющим объектом по каналу обратной связи и преобразуются в другое управляющее воздействие. Информация к управляющему объекту по каналам обратной связи на стадиях принятия решения и управления поступает через АСОД, которая выполняет анализ и выбор вариантов поступивших данных.
Создание автоматизированных систем для отдельных и комплексных задач строительного производства неизбежно ведет к перестройке структуры строительных организаций с изменением штатного расписания и передаче ряда функций техническим средствам системы, что обусловливает ликвидацию отдельных служб и создание новых.
По новым принципам может строиться работа аппарата управления строительных организаций. Анализ показывает, что лучшие результаты достигаются при разработке отдельных подсистем, на основе которых создаются большие автоматизированные системы различных уровней.
Автоматизированные системы управления в строительстве обеспечивают организации оптимальными планами выполнения СМР в соответствии с мощностями строительных организаций и их материально-техническими ресурсами, соответствуют сокращению сроков возведения зданий и сооружений, что в целом ведет к снижению стоимости строительства.


Строительные работы