Аэросани РФ-12

Чтобы достичь более высоких динамических качеств, снизить вес и удешевить производство, при создании аэросаней РФ-12 (рис. 102) приняли открытую посадку экипажа по типу мотоциклетной: максимально облегчили конструкцию за счет корпуса, снятия четвертой лыжи, агрегатов, подачи топлива под давлением; применили мотоциклетный руль, разместив на нем все органы управления двигателем; применили новую двухколейную схему расположения лыж с основной нагрузкой на две лыжи — переднюю и заднюю, идущие по одной колее, и с третьей поддерживающей лыжей, перемещающейся по целине с малым сопротивлением (рис. 103); подобрали винт, ограничив максимальное число оборотов коленчатого вала двигателя и несколько снизив мощность, чтобы увеличить срок службы двигателя. Приняли nмакс = 3750 об/мин при N = 20 л. с. вместо n = 4600 об/мин при 22  л. с., развиваемых  двигателем от мотоцикла М-72.

При мотоциклетной схеме, принятой для аэросаней РФ-12, сохраняется двухколейная схема при наличии трех, а не четырех лыж. Основные несущие лыжи могут перемещаться по укатанной колее, по конским дорогам и даже по тропинкам, а поддерживающая лыжа — по целине (см. рис. 103). Это дает экономию топлива и повышает дальность действия аэросаней. Открытая посадка экипажа обеспечивает аэросаням большую маневренность и значительно повышает проходимость машины, позволяя преодолевать участки шути, недоступные для  аэросаней других типов.


Рис. 102. Аэросани РФ-12 мотоциклетного типа конструкции М. В. Веселовского (г. Горький)
Рис. 103. Аэросани РФ-12 в движении

В табл. 11 приведены сравнительные характеристики аэросаней РФ-7 и РФ-12.

Таблица 11
Показатели Аэросани РФ-7 Аэросани РФ-12
Принятая мощность двигателя, л. с. 22 20
Число оборотов коленчатого вала при указанной мощности в минуту 4600 3750
Максимальная сила тяги винта, кг 92,6   95
Диаметр винта, м 2 2,2
Передаточное число редуктора 2,04 2,81
Полный вес аэросаней с нагрузкой, кг 380 380
Вес конструкции, кг 236 176
Число мест аэросаней 1 2
Качество аэросаней с полной нагрузкой 0,24 0,25
Качество аэросаней с одним водителем 0,24 0,305
Колея, м 1,5 1,62
Максимальная ширина, м 2 2,1
Запас топлива, кг 24 24
Удельное давление на снег, кг/м2 450  393

Из данных табл. 11 видно, что на аэросанях РФ-12 при одинаковом полном весе аэросаней удалось разместить двух человек вместо одного и при этом несколько далее повысить коэффициент качества.

Корпус аэросаней РФ-12 —деревянный, состоит из каркаса, выполненного из сосновых реек,  Шпангоутов и фанерной обшивки. В поперечном сечении корпус представляет собой трапецию с меньшим основанием вверху. Коробчатая конструкция корпуса хорошо работает на кручение. Внутренняя полость корпуса используется для размещения снаряжения, аккумуляторной батареи и т. п. На корпусе укреплены две мягкие подушки, используемые как сиденья для экипажа. За подушкой водителя укреплены спинка для водителя да ручка для пассажира.

В верхней части корпуса, в обшивке, вырезаны два лючка для подхода к узлам, аккумуляторной батарее и для размещения снаряжения и инструментов. В передней части корпуса выполнен торцовый лючок, через который в  корпус можно уложить запасной винт. Для  защиты от встречного ветра перед водителем на руле закреплен ветровой щиток. Для упора ног на бортах корпуса расположены три пары подножек.

Лыжи аэросаней сделаны из березовых досок, носки и пятки их загнуты. Сверху лыжа усилена фанерными накладками. Снизу по всей длине размещен деревянный конек, обитый стальной  полоской, к которой приварен подрез.

При движении аэросаней по твердой поверхности конек снижает износ подошвы, не имеющей металлической оковки. Последнее позволило покрыть подошву лыж защитным покрытием из клея-лака ВИАМ Б-3, надежно защищающего подошву от проникновения влаги и имеющего пониженный коэффициент скольжения по снегу.

Амортизация на аэросанях осуществляется пружинами, установленными на  подвешенном шарнирно к лыже кабанчике.

Тормоз штыревого типа расположен только на одной задней лыже. Управление тормозом осуществляется тросам, проходящим по роликам от педали, размещенной под правой ногой водителя, к рычагу троса.

Боковая лыжа расположена на свободнонесущей полуоси, жестко закрепленной на корпусе.

Передняя лыжа (управляемая) крепится к вертикальной оси, имеющей вилку, и опирается на два подшипника, расположенных в кронштейнах, прикрепленных к левому борту корпуса аэросаней (рис. 104).


Рис. 104. Управление аэросанями РФ-12: 1 — вертикальная ось; 2 — тяга; 3 — руль; 4—кронштейн

Управление передней лыжей осуществляется рулем мотоциклетного типа, поворот которого передает движение через две сошки и тягу на переднюю ось. Сошки изготовлены разнаплечими, что позволяет значительно снизить усилие поворота.