Из класса в класс

Страницы: 1 2

Хонинговальный брусок в известной степени можно уподобить вращающемуся надфилю. Но у хона вместо насечек — мельчайшие кристаллики синтетических алмазов, снимающих тончайшую стружку. Бруски работают всей своей поверхностью сразу, и на каждой из них в снятии микроскопических слоев металла участвуют одновременно 15—25 тысяч зерен алмаза —десятки тысяч крохотных ультрабархатных надфилей! Срабатываются одни зерна, в дело вступают другие — алмазный хон в конструктивном отношении инструмент не только самоустанавливающийся, но и самозатачивающийся. Окружная скорость резания при хонинговании колеблется от 20 метров в минуту (при обработке незакаленной стали) до 80 (по чугуну) — ни один напильник за хоном не угонится!

Что касается стойкости алмазных хонов, то никакой другой абразив не в состоянии соперничать с ними. Так, хон из порошков синтетических алмазов марки АСП и АСМ служит в 100—400 раз дольше, чем обычные абразивы.

Но главное — это высокая точность, достигаемая при хонинговании. Прикосновение хонов из синтетических алмазов переводит изделие сразу на 2—3 класса вверх по лестнице чистоты. В результате значительно повышается стойкость и долговечность деталей, приобретающих словно вторую и даже третью «жизнь».

Алмазное хонингование цилиндров обеспечивает большую долговечность двигателя внутреннего сгорания

Особенно эффективным алмазное хонингование оказалось при обработке закаленных стальных деталей. За какие-нибудь 30—50 секунд с помощью алмазного хона удалось повысить класс чистоты посадочных отверстий закаленных стальных шестерен для гидронасоса высокого давления с 7-го до 10—11а. На обработку тысячи шестерен расходуется всего лишь 0,5—0,8 карата синтетических алмазов.

Обработанные алмазным хонингованием внутренние кольца шарикоподшипников показали повышение циклической прочности на 30%.

Одним комплектом брусков обрабатывают до 23 тысяч чугунных блоков двигателя автомашины ГАЗ-51А (а хонами на основе карбида кремния зеленого — лишь 300). Расход алмазов весьма невелик: 1,4—1,6 карата на каждую тысячу блоков. Только на этой операции каждый израсходованный карат синтетических алмазов приносит заводу почти 6 рублей чистой прибыли. Внедрение алмазного хонингования гильз плунжеров (вместо внутренней шлифовки) дает экономию до 300 рублей на каждую тысячу изделий. Что ни карат алмазов — то экономия 5—8 рублей.

Алмазное хонингование, примененное более чем на 200 авторемонтных заводах, принесло экономический эффект от 6 до 16 рублей на каждый карат алмазов.

Увеличение долговечности автомобильных двигателей в результате алмазного хонингования их цилиндров позволило (по подсчетам Министерства автомобильного транспорта БССР) сберечь ежегодно только на увеличении межремонтного пробега машин до 200 тысяч рублей.

Можно не сомневаться и в том, что только алмазная обработка, особенно хонингование, позволила ярославским моторостроителям повысить рабочий ресурс двигателя с 2 до 4 тысяч часов. Это равнозначно постройке еще одного моторного завода! То же произошло и с минским двигателем Д-240 — его моторесурс удвоился.

Алмазными донами удается доводить даже поверхности, защищенные тончайшими покрытиями (например, хромированные), толщина которых не превышает 8—12 микрон. На Пермском заводе им. Дзержинского алмазному хонингованию подвергают хромированные алюминиевые цилиндры бензопилы «Дружба»; это способствует повышению класса чистоты обработанной поверхности.

Синтетический алмаз, став по воле человека сверхбархатным «напильником», и тут проявил себя во всем своем блеске и могуществе.