Работает кристалл

Ни один кристаллик этого вещества,
как бы некрасив он ни был, не
пропадает в руках человека.

              Акад. А. Е. Ферсман

Фарий — твердейший

Страницы: 1 2 3 4 5

Можно поручиться, что никакое другое искусство не требует от человека такого железного терпения, как обработка алмаза. Это терпение расходуется на преодоление твердости алмаза, твердости, вошедшей даже в легенды. В древнейшем санскритском стихотворении говорится:
Фария не может царапать никакой Драгоценный камень — Он царапает все камни. Фарий царапает фария. . .

Фарий по-санскритски алмаз. Только фарий — твердейший!

Древние греки считали алмаз твердейшим из всех материалов. Греческие поэты Гесиод и Эсхил писали, что адамас годится для изготовления шлема Геракла и цепей Прометея (несокрушимость которых даже вошла в поговорку). А римский писатель и историк Плиний утверждал, что алмаз — единственный камень, который уцелеет, побывав между молотом и наковальней.

Знаменитый ученый древнего Востока Абу-р-райхан Мухаммед ибн Ахмед Ал-Бируни в своей замечательной книге «Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия)» писал об алмазе, что «он все разбивает, его же самого ничто не может разбить». И далее: «Алмаз наносит раны и молоту и наковальне». Другой восточный мудрец Ал-Киндн утверждал, что «хира» (по-индийски алмаз) — это «тот, который не разбивается». Древние ученые, однако, плохо знали такое свойство алмаза, как хрупкость. Иначе они бы не стали так категорически высказываться о его «неразбиваемости».

Подмеченная еще в глубокой древности такая важная технологическая особенность алмаза, как его твердость, судя по преданиям, использовалась в практических целях весьма широко. Английский ученый Флиндерс Петри полагает, что древние египтяне применяли для бурения кристаллы алмаза, так как следы бурильных работ заметны на камнях, из которых сложена Большая пирамида. Если согласиться с этой гипотезой (а она серьезно оспаривается), то твердость алмаза, как видим, использовалась на практике уже около 5 тысяч лет назад.

Подчас бывает так: то, что для одного помеха, для другого — клад. Твердость алмаза — труднопреодолимое препятствие для ювелира, но она же — бесценное качество для техника.

То, что воск мягок, а сталь тверда, и на ощупь очевидно. Но для производственника такая мерка — не мерка. Ему необходимо знать точную величину твердости различных материалов.

Но что такое твердость материала в практическом понимании этого термина!

Вероятно, ответ на этот вопрос будет достаточно правильным, если считать более твердым такое тело, которое, вторгаясь в другое тело, видоизменяет его форму, само оставаясь неизменным. Но это определение твердости лишь характеризует качественную сторону вопроса. Оно ничего не говорит нам о мере твердости, ее величине.

Много различных способов предлагалось в разные времена для измерения твердости тел. В 1812 году немецкий ученый Фридрих Моос ввел свою, ставшую впоследствии знаменитой, десятибалльную шкалу твердости. Это были своего рода отметки, которые Моос выставил минералам. Низшая отметка — единица, высшая — десять. В качестве непогрешимых образцов твердости Моос после длительных и кропотливых изысканий избрал определенные минералы и дал им соответствующие оценки. Получилась такая шхала-лесенка:

      Тальк — единица
      Гипс — двойка
      Кальцит — тройка
      Флюорит —  четверка
      Апатит — пятерка
      Ортоклаз — шестерка 
      Кварц — семерка 
      Топаз — восьмерка  
      Корунд — девятка 
      Алмаз — десятка