Сквозь алмазное ушко

Страницы: 1 2 3 4 5

      Далеко-далеко, в неприступных горах лежал алмаз в форме куба, каждая грань которого равнялась одному метру. Один раз в тысячелетие к алмазной глыбе прилетал ворон, чтобы наточить клюв. Когда весь алмазный куб был сточен воронами, прошло лишь одно-единственное мгновение Вечности. . .

В этой красивой легенде вполне достаточно данных для того, чтобы произвести несложный подсчет. Зная величину истираемости алмаза и микротвердость вороньего клюва (примем ее равной 500 килограммов на квадратный миллиметр — ведь вороний клюв способен раздробить кость), можно полагать, что на одну заточку клюва будет израсходована примерно 1/2500 доля карата алмаза. Вес куба — 17,5 миллиона каратов. Таким образом, он окажется полностью сточенным приблизительно за 4,5 триллиона лет. Такова, согласно индийской легенде, цена одного-единственного мгновения Вечности.

Но такова и цена стойкости алмаза, добавим мы!

А теперь от легенды вернемся к действительности. Посмотрим, как используется высокая стойкость алмаза против истирания в современной технике, например при волочении металлов.

История волочильной техники и ее главного орудия — волоки (или по-другому, фильеры) теснейшим образом связана с именем прославленного актера и режиссера Константина Сергеевича Станиславского (настоящая фамилия — Алексеев). Всем известно, что он обессмертил свое имя в летописях театрального искусства: созданная им система режиссуры носит теперь во всем мире наименование «системы Станиславского». Но мало кто знает о другой «системе Станиславского» — системе, связанной с алмазным волочением.

Отец Станиславского, С. В. Алексеев руководил торговым и промышленные товариществом «Владимир Алексеев», которому принадлежала золотоканительная фабрика (ныне Московский завод «Электропровод»). По образованию инженер, К. С. Алексеев до перехода в театр работал на этой фабрике. Здесь из золотой и серебряной проволоки изготавливались методом волочения тонкие нити (канитель), употреблявшиеся при тканье парчи и для золотого и серебряного шитья. Нить на фабрике получали протягиванием металлической проволоки сквозь каленые стальные дощечки с отверстиями, либо сквозь отверстия в сапфировой пластинке. Но такие волоки чрезвычайно быстро истирались, получить с их помощью очень тонкую и калиброванную по всей длине нить было невозможно. Приходилось часто менять сработавшиеся волоки, останавливая работу волочильных станков.

Попутно отметим, что рекордом русской волочильной техники была протянутая на фабрике в 1862 году сквозь каленую стальную волоку красномедная нить «такой тонины, что на один пуд ее приходилось до 700 верст длины». Нетрудно подсчитать, что диаметр нити равнялся примерно 60 микронам.

В 1892 году К. С. Алексеев как директор фабрики выехал за границу для изучения там постановки золотоканительного дела. Он побывал в Германии, Швейцарии и Франции. Здесь Константин Сергеевич впервые увидел станки для алмазного волочения. Алмазные волоки были изготовлены из ювелирных камней по 0,5 карата каждый, вставленных в массивные стальные цилиндры.

В мае 1892 года он писал из Парижа о том, что купил «машину, которая сразу тянет товар через 14 алмазов. Другими словами, с одного конца машины идет очень толстая проволока, а с другой — выходит совершенно готовая». Ее поперечник составлял уже не 60, а 30 микрон.