Каковы социальные условия, наиболее благоприятные для развития искусства?

Заметьте себе (это очень важно), что это примитивное искусство действует гораздо сильнее на примитивных людей, чем на людей высоко цивилизованных, — последние начнут рассуждать. Пусть ваше обращение будет патетично, голос выразителен, жест правдив и устрашающ, — они скажут, не подчиняясь власти вашего искусства, которое вы вложите в ваши слова и мимику: «Откуда он взял эту невероятную новость?»
Путь от декламации к мелодии краток; так возникла музыка. Возьмем теперь архитектуру, которой мы по старшинству отвели второе место.

Постройка хижины из древесных ветвей — еще не искусство, а лишь удовлетворение материальных потребностей; но вырубить себе жилище в известковой торе, разделить свое подземное жилище на комнаты разной величины сообразно численности или занятиям их обитателей, оставить столбы для поддерживания потолка, расширить вершину этих столбов для безопасного перехода от нависшей скалы к отдельным опорам, затем постепенно покрыть стены и столбы, вырубленные в массиве, разными рисунками, знаками, имеющими назначение увековечить различные события, рождение ребенка, смерть отца, жены, победу над врагом, — это уже искусство.

Нет нужды углубляться в разъяснение того, что музыка, а также ее производные, поэзия с мимикой и архитектура, — единственные искусства, в которых первобытный человек развернул некоторые из присущих его природе творческих способностей, следуя заложенному в нем стремлению сообщить окружающим свои мысли, сохранить свои воспоминания или поделиться своими надеждами, облечь это в звуки или в форму.

Скульптура и живопись в отношении архитектуры представляют собою то же, что мимика и поэзия в отношении музыки. Это ее производные, неизбежно вытекающие из нее следствия.

Человек, превосходящий своих соседей силой и умом, убил льва; он вешает над входом в свою пещеру львиную шкуру. Но шкура истлевает; тогда он, как умеет, высекает з камне нечто, напоминающее льва, с тем чтобы дети и соседи сохранили память о его силе и храбрости. Ему хочется, чтобы этот знак, который должен увековечить память о его доблести, был виден издалека, бросался бы в глаза. Он замечал, что красный цвет ярче всех остальных цветов; он размалевывает высеченного им льва в красный цвет. Его произведение как бы говорит: «Здесь жилище могущественного человека, способного защитить себя и своих близких». Это — уже искусство, оно проявилось здесь целиком, во всей своей полноте, остается лишь усовершенствовать средства выполнения. Позднее наш первобытный герой умирает, родственники вырубают в скале углубление, куда кладут его останки, над углублением они приказывают вырезать человека, сражающегося со львом; фигура человека будет изображена большой, а льва —маленькой, потому что родственники покойного желают, чтобы прохожие знали, что их отец и супруг был могущественным человеком. Правда, маленький человек, убивающий большого льва, храбрее, чем человек высокого роста, поражающий маленького дикого зверя, но это уже сложная идея, не вмещающаяся в мозгу первобытного художника. Все скульптурные памятники древности, как Индии, так и Египта, изображают победители гигантом, а побежденных им врагов — пигмеями.

Мы начинаем с азов для того, чтобы точно разъяснить, что такое искусство, и показать, что оно, если не во внешней форме, то в своей основной сущности, не зависит от уровня цивилизации создавшего его народа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15