Каковы социальные условия, наиболее благоприятные для развития искусства?

Искусство — это инстинкт, духовная потребность; оно принимает различные формы, стремясь быть понятным; искусство, однако, едино, как един разум, едина мудрость, едина страсть. Искусство — это единый источник, изливающий свои Воды по нескольким каналам: оратор, поэт, музыкант, архитектор, скульптор и живописец ищут различных выражений для одного чувства, живущего в душе каждого одаренного человека. Верно то, что любой художник, будь он поэтом, музыкантом, архитектором, скульптором или живописцем, способен на свойственном ему языке выразить и внушить толпе одно и то же чувство, задеть одну и ту же душевную струну; ибо, хотя каждое искусство имеет свой особый язык, круг впечатлений, вызываемых им у людей, ограничен, причем впечатления возникают всегда независимо от примененного языка. Искусства действуют на чувства, а последние порождают различными путями один и тот же ряд впечатлений: например, вид страдания, страдальческий тон и изображение страдания вызывают одно и то же чувство жалости. Мою мысль легко поймут все те, кто долго занимался искусством и кто его любит, но иным она может показаться недостаточно ясной; я, следовательно, должен развить ее, тем более, что в наши дни начали злоупотреблять этим общим свойством всех форм искусства, пытаясь заставить некоторые из этих форм выражать идеи, абсолютно чуждые искусству, например идеи философские или метафизические. Я не хочу, чтобы моя мысль оставалась неясной. Кто из нас хоть раз в жизни не испытал, слушая поэта или музыканта, либо глядя на здание, барельеф или картину, определенных эмоций вроде ощущения величия, грусти, тайного ужаса, гордости, радости, надежды или сожаления? Пожалуй, чем больше удаляются искусства от подражания природе, тем сильнее они заставляют звучать в душе какие-то внутренние струны, оставляющие длительное и глубокое впечатление. Тон и манера оратора, порою жест, музыкальная фраза, здание могут так потрясти нервы, что слезы навертываются на глаза и вас бросает в жар и холод, причем совершенно невозможно описать природу волнующего вас чувства: чувство это — наш художественный инстинкт, затронутый одним из многообразных проявлений искусства.

Проанализируем это чувство, поищем его источник, пересмотрим тайные фибры человеческой души, одаренной художественным инстинктом. Явления природы производят через посредство чувств на нашу душу определенные впечатления, связанные с нашей природой и независимые от самих этих явлений. Так, например запах может напомнить человека, событие, местность. Если повторение чисто физического побочного ощущения, каким здесь является обоняние, возвращает нас к душевному состоянию, которое мы испытали под действием физического впечатления, то это происходит потому, что в нас, независимо от нашей воли, устанавливается тесная связь между чувствами и воображением. Но если наши чувства различны, то наше воображение едино. Не существует отдельных участков души, предназначенных для обоняния, для зрения или для слуха; и, следовательно, то, что проникает в нас через слух или зрение, может заставить звучать одну и ту же струну нашей души.

Шум моря, шорох ветра, восход и заход солнца, вид скалистой местности или цветущего луга, тьма или свет — рождают в человеке душевные переживания, мечты, независимые от реального состояния. Мы назовем их поэтическими за отсутствием другого слова. Эти ощущения становятся такими только потому, что к чисто физическому впечатлению, рожденному во-вне, прибавляются наши внутренние представления. Так, например рев морских волн представляет собой шум, причина которого нам известна, почему же мы любим внимать ему целыми часами? Почему этот шум производит на нас своеобразное впечатление, непохожее на скорбь, на радость, на нетерпение, на скуку? Потому, что эта гигантская гармония вызывает в нашей психике определенные чувства, которые существуют в ней как» бы в скрытом состоянии. Предположим теперь, что искусство, пользуясь языком музыки, напомнит вам гармонию волн, — тотчас же ваш разум обретет вновь те мысли, которые занимали вас, когда вы находились на берегу моря; более того, музыка возродит перед вами грандиозное зрелище бесконечной водной поверхности, и вам даже покажется, что вы ощущаете свежий запах взморья. Предположите далее, что в часы, которые вы провели, прислушиваясь к шуму волн, вы находились под впечатлением счастливого или несчастного события, — слушая музыку, вы обретете вновь прежнее чувство радости или горя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15