Каковы социальные условия, наиболее благоприятные для развития искусства?

Одного слепорожденного спросили, имеет ли он представление о красном цвете? «Да, ответил он, красное — это звук трубы». Следовательно, существует внутреннее соотношение между различными проявлениями искусства. Почему? Да потому, что эти проявления вытекают из единого источника. И художественно одаренным народом следует считать народ, в равной степени понимающий язык различных искусств. Архитектор, который, слушая арию или поэму, стоя перед статуей или картиной, не переживает столь же живого чувства, как при виде здания,— не художник, а ремесленник. То же самое нужно сказать о музыканте, поэте, живописце и скульпторе... Связь между различными фибрами души, которые искусство заставляет трепетать, настолько глубока, что все люди, а в особенности люди примитивные и дети, прибегают к помощи метафоры, когда хотят вызвать в душе слушателя чувства, испытываемые  ими самими.

Только народы, одаренные художественным чувством, оказались способными, при помощи всей совокупности различных форм, воздействующих на основании единого принципа, создать грандиозные эффекты, причину которых мы с трудом постигаем в наши дни, но которые оказались столь могущественными, что память о них живет еще много столетий спустя.

При наличии столь драгоценного дарования и темперамента у этих народов, все стало у них проявлением искусства, так что в данное время и в данном месте в ё единодушно и гармонично направлялось к выражению единой мысли. Дело доходило до того, что толпа со свистом вскакивала с мест, если случайно малейшая нестройность или малейшее нарушение принципов искусства вкрадывались в эту художественную среду. Изобретение театра принадлежит тем, кто первые поняли могучую силу, возникающую от соединения различных видов художественной выразительности; ведь театр есть сочетание всех этих видов выражения. Поэтому театр сделался одной из живейших потребностей у всех народов, обладающих художественным чувством.

И все  же, какую смелость надо было иметь, чтобы впервые сосредоточить в одном месте различные виды художественной выразительности с целью произвести на толпу единое впечатление, вызвать в ней, если можно так выразиться, однородные эмоции, с целью создать из этих различных видов выражения как бы симфонию, в которой каждый из них в назначенное время звучал бы полным гармоническим аккордом. Какого же могущества это смелое новшество достигло у греков! Как глубоко понятно оно было этому высоко одаренному народу, и какие глубокие оно вызвало эмоции! А в более близкие к нам времена разве мы не сохранили память об этих праздниках искусства и их воздействии на толпу?

Разве средневековью не было известно глубокое соответствие, существующее между различными формами искусства, когда оно строило свои соборы, в которых впечатление от пышных церемоний, соединение музыки, и голоса проповедника направляли умы к единой мысли?

Если античная древность обладала высочайшим умением грандиозного показа всех искусств, то и средние века были не менее одарены этим чутьем или, если хотите, гениальной способностью. Нам еще представится случай показать это в дальнейшем.

Итак, с философской точки зрения существует только одно, единое искусство, принимающее различные формы для воздействия на человеческую душу. Когда же эти различные формы соединяются в одно время в одном и том же месте, направляемые единым замыслом, и пользуются каждая присущим ей способом влиять на чувства, тогда они производят наиболее живое и длительное впечатление, какое только дано испытать мыслящему существу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15