Каковы социальные условия, наиболее благоприятные для развития искусства?

У меня сохранилось воспоминание об одном очень ярком впечатлении детства, которое и сейчас еще свежо в моей душе, несмотря на то, что поразившее меня обстоятельство случилось со мной, видимо, в том возрасте, от которого доходят только смутные воспоминания. Меня часто поручали старому слуге, ходившему со мной гулять куда ему вздумается. Однажды он вошел со мной в собор Парижской Богоматери; из-за тесноты он взял меня на руки. Собор был погружен в мрак. Мой взгляд приковался к цветному витражу розы южного фасада, через который в собор проникали солнечные лучи, окрашенные в ярчайшие цвета. Я И сейчас ясно вижу то место, где нас остановила толпа. Внезапно полились звуки большого органа, — и мне показалось, что это запела роза, на которую были устремлены мои глаза. Мой старый спутник напрасно пытался меня разубедить. Мне представлялось, что одни стекла витража производят низкие звуки, другие — высокие; от все возраставшего впечатления все мое существо охватил такой отчаянный страх, что пришлось вынести меня из собора. Не воспитание, следовательно, порождает в нас понимание глубокого сродства между различными видами художественного выражения.

Времена, которым было даровано счастье обладать искусством, искусством непреложным, и выражать его теми различными языками, в которых оно себя обнаруживает, времена эти были и останутся навсегда эпохами расцвета искусства. Эпоха расцвета искусства может быть краткой, это не умаляет ее значения, подобно тому, как краткость существования цветка не умаляет прелести его запаха, живости его окраски и удивительной нежности его лепестков.

Необходимо очистить почву от множества предрассудков; необходимо условиться, что мы не собираемся толковать здесь, например, об искусстве ветеринара или об искусстве счетовода. Истинная природа искусства была забыта именно тогда, когда искусство стали внедрять повсюду. Искусство благородно по своему происхождению, но легко опошляется. Поэтому мы устанавливаем как принцип, что существует только одно искусство, как и одна мораль, один разум. Государственное устройство может быть различным и изменчивым, мораль же одна у всех народов, одна и способность рассуждать. Все люди родятся варварами, но варварами, способными понимать непреложные правила морали, способными рассуждать и пользоваться этой способностью для того, чтобы оберегать себя, жить, защищаться, обладать и радоваться. Три перечисленные способности: понимать искусство, толковать и подчиняться правилам морали и действовать рассуждая, составляют исключительную принадлежность человека.

Для собаки нет разницы между статуей и простым столбом, между куском холста и картиной Тициана. Если когда-нибудь птицы пытались клевать изображенный на картине виноград, то лишь потому, что греческие птицы были, очевидно, сделаны иначе, чем наши. Если, как передают, конь Александра заржал при виде портрета своего хозяина, это значит, что конь Александра был сверх-лошадью. А ведь вы не встретите дикаря, который не признал бы в статуе изображение известного ему существа. Поймет ли он разницу между статуей Фидия и каменной глыбой, имеющей приблизительные очертания человека? Нет, не поймет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15