О стиле и композиции


Оставим эти метафоры. Вот римская постройка эпохи расцвета (рис. 24), т. е. эпохи, когда греки были призваны строить римские здания: это стена круглой целлы в храме Весты на берегу Тибра. Колонны этого храма монолитные, мраморные, а стена целлы с наружной стороны облицована тем же материалом; но в то время мрамор был в Риме достаточно редким материалом, чтобы его не расточать. Эта стена состоит из тонких слоев мрамора А, чередующихся с облицовкой В, также из мрамора, за которой из соображений экономии уложены куски травертинского известняка С. Все эти части соединены железными скобами. Внутри здания эти слои травертина были покрыты раскрашенной штукатуркой. Итак, вот стена, простая стена, конструкция которой обладает стилем. Эти расположенные на известном расстоянии один над другим плоские горизонтальные слои кладки, служащие связью облицовки со стеной, эти швы, открыто обнаруживающие форму каждого куска и конструктивные приемы, без труда образуют декоративное целое, полное стиля, ибо глав сразу улавливает его прочную, обдуманную структуру. Плененный изящным и прочным видом этой простой облицовки стены, архитектор, вернувшись в Париж, пожелает воспроизвести ее» Но он строит из камня, а не из Мрамора, ему присылают из карьеров слон одинаковой высоты и длиной в 1 или 2 м; займется ли он распиловкой этих крупных блоков на мелкие куски, чтобы воспроизвести конструкцию, обусловленную небольшими размерами камней, или же, довольствуясь видимостью, он изобразит швы там, где на самом деле нет ни слоев, ни соединений? В первом случае он создаст плохую и дорогую постройку, во втором случае он создаст каменный обман. В том и в другом случае его постройка* будет лишена стиля, ибо она не будет гармонировать с природой примененных материалов и способом их применения в Париже. Отдельная римская монолитная коринфская колонна из мрамора или гранита имеет стиль, ибо глаз, охватывая этот большой каменный блок сверху донизу и не замечая ни одного шва кладки, понимает, что ее ответственная функция прекрасно выявлена материалом и его однородностью. Но коринфская колонна, состоящая из обычного типа каменной кладки, подобно колоннам в церкви Мадлэн или в парижском Пантеоне, не имеет никакого стиля, так как глаз испытывает беспокойство при виде столь тонких опор, состоящих и» нагромождения небольших камней. Меняя материал или способ его применения, вы должны изменить и форму. Если меняется программа, то необходимо изменить и план. Профиль сам по себе не имеет стиля; он обладает стилем лишь благодаря своей функции и тому месту, которое он занимает. Римляне хотя и стоят ниже греков, но когда дело касается придания стиля какому-нибудь предмету, они все же неизмеримо выше нас. Так, например они строят ряд аркад, несущих стену, они придают клинчатой кладке арок подобающую мощность и акцентируют эти арки обломами, подчеркивающими их толщину и мощность (рис. 25, А), иначе говоря, они обрабатывают наружные стороны клинчатых камней и резные украшения профилируют только на этих камнях. Мы находим, эти аркады весьма красивыми, мы хотим создать такие же архивольты, но, будучи варварами, мы их отесываем подобно тому, как показано на рис. 25, В. Спрашивается, что же в таком случае представляет собой эта резьба на архивольте, выполненном из выступающих кругом клинчатых камней, уложенных, как показано на рисунке. Это не что иное, как грубая бессмыслица. Архитектор говорит публике:«Вы восхищаетесь римскими аркадами такого-то здания? Я их тщательно скопировал, восхищайтесь же и моими аркадами!» Но публика не восхищается; она не в состоянии объяснить, почему; она не знает, что такое арка с отесанной наружной стороной, что такое кладка арки с выступающими наружу клинчатыми камнями; что-то ее беспокоит в этой кладке, не гармонирующей с украшениями, она отворачивается, чтобы любоваться римской конструкцией, — и она права. Нужно сказать, что римляне первые забыли эти истинные принципы стиля, но ведь не в этом мы должны им подражать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41