О стиле и композиции

В наши дни стиль покинул искусство, чтобы найти убежище в промышленности; но он мог бы вернуться к искусствам, если бы мы захотели вложить в их изучение и в их оценку немного того рассудка, которым мы умеем пользоваться в вопросах материальной жизни. Между тем, происходит обратное: чем больше наш ум склонен к рассуждениям, когда дело касается промышленности, тем больше он впадает в заблуждение в вопросах искусства. При изготовлении машин мы придаем каждой части, входящей в их состав, подобающую мощность и форму; мы не добавляем ничего лишнего к тому, что необходимо для выявления функции, тогда как в нашей архитектуре мы нагромождаем без всякого смысла формы, взятые тут и там, результаты противоположных принципов, и называем это искусством. Я часто слышу жалобы архитекторов на то, что крупная промышленность стремится задушить искусство, на то, что специальные школы прикладных наук захватывают область школы изящных искусств. Но кто виноват? Пусть архитекторы научатся рассуждать о работе, к которой они призваны, пусть они прилагают аналитические методы к произведениям своего искусства, пусть они перестанут думать, что стиль заключается в добавлении к фасаду греческих колонн или готических башенок, не будучи при этом в состоянии указать причину применения этих форм, — и тогда они скоро вернут искусству ту территорию, которую оно теряет с каждым днем. Для достижения этого результата, столь желанного, я бы сказал, столь необходимого для истинного прогресса в искусстве, нужны, правда, мужество, упорство, убежденность; нужно отбросить без всяких колебаний и ложного стыда банальные понятия, которые с самого детства преподносят нам как законы, нужно составить собственное суждение и руководствоваться им постоянно. Нужно стараться поступать, как греки: они ничего не изобрели, Но они все преобразовали. Пусть в своем восхищении мы не ограничимся копированием их произведений и не уподобимся писцу, снимающему копию с рукописи, не читая ее; прочтем книгу, вникнем в ее содержание, прежде чем списывать буквы.

Всякий музыкант, архитектор, скульптор, живописец, при глубоком знании возможностей своего искусства и умении правильно рассуждать, может вложить в свои произведения стиль, ибо каждый из них, зная и наблюдая, смажет разложить стиль на его составные части и выяснить, из чего он состоит; от анализа он переходит к синтезу. Даже художник, обладающий солидными практическими познаниями, но лишенный таланта (будем осторожны и допустим, что это относится ко всем нам), способен постигнуть стиль и придать своим произведениям это качество, единственное, заставляющее потомство ценить их. Так как мы поздно появились на свет, нам трудно создать новые идеи; достаточно будет, если мы сохраним стиль в наших художественных произведениях. Но ввиду того, что стиль представляет собой лишь приложение способности рассуждать к определенному объекту, это Осуществимо. Разумеется, я не смешиваю стиль с «манерой»; между манерой и стилем существует такая же разница, как между аффектацией и грацией. Некоторые натуры имеют счастье родиться с тем даром, который называют грацией. Но наблюдение, привычка к прекрасному и доброму, представляющие собой не что иное, как вкус, способствует тому, что человек вкладывает грацию во все, что он делает и говорит. Манера — это поверхностное подражание стилю, но не его понимание.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41