О стиле и композиции

Посмотрим теперь, как греки, всегда остающиеся нашими учителями во всем, поступали в тот момент, когда античное искусство при своем закате было лишь бледной копией самого себя; как они были и на этот раз основателями искусств на Западе и как они сумели преобразовать  римское искусство, распространившее свое господство по всей территории Европы и  части Азии.

Римляне, при последних императорах до Константина, уже имели определенную тенденцию перенести центр империи на Восток. В Греции, на берегах Босфора, в Сирии, до самого Ирана, они построили большие города, воздвигли дворцы и общественные сооружения, каких никогда не было даже в самом Риме. В этих странах они постепенно привыкли к азиатской роскоши, и если они в политическом отношении были повелителями восточных народов, то сами они испытывали влияние художественных вкусов последних. Окончательно утвердившись в Византии, римляне нашли там элементы возрождавшейся культуры; если они и не стремились к этому возрождению, то по крайней мере ему не противились. Языческие обряды заменялись новыми обрядами. Словом, все способствовало новому возрождению, как одной из самых блестящих эпох в искусстве. Между тем, до этого времени христианство, то преследуемое, то терпимое, не имело собственного искусства. Оно жило языческим искусством, пользуясь предоставляемыми ему зданиями и не пытаясь придавать им особой формы или расположения. В качестве места объединения верующих римская базилика была и должна была быть наиболее подходящим зданием для христианских собраний, и, мне кажется, можно сказать, что расположение римской базилики, хотя она была и гражданским сооружением, оказало влияние на порядок первых открытых христианских церемоний. Как бы то ни было, — вопрос этот не входит в предмет нашего обсуждения, — христиане и не хвастали тем, что имеют свое особое искусство, и находили для себя удобным пользоваться для постройки и украшения своих религиозных и частных зданий архитекторами, скульпторами и живописцами, бывшими у них под рукой. Дом римлянина, поклонявшегося Христу, ничем не отличался от дома римлянина, поклонявшегося Юпитеру: и у того и у другого были рабы, законная супруга, занимавшая отдельные покои со своими служанками и с детыми; и тот и другой проводили большую часть дня в общественных местах, которые оставались одними и теми же, за исключением церкви у христианина и храма у язычника. Для того чтобы христианство приобрело влияние на искусство, нужно было, чтобы это влияние сначала распространилось на нравы и обычаи частной и общественной жизни; между тем, христианство не внесло существенных изменений в нравы и обычаи латинян, тогда как, наоборот, у греков, весьма восприимчивых к философским и религиозным идеям, оно глубоко потрясло умы, подало повод к бездне писаний и дискуссий, до такой степени увлекавших всех, что даже римские императоры, живя среди греческого населения, скоро стали принимать участие в защите той или иной ереси или догмата, подвергавшихся нападкам, нарушая этим мудрые традиции империи.

Тогда-то новая религия и стала приобретать влияние на искусства. Подобно тому как велись шоры об отдельных тезисах учения, стали спорить и об изображении божественных особ и святых; оно оспаривалось или одобрялась; одобряя эти изображения, стали требовать, чтобы они были условными, чтобы церковь канонизировала определенную освященную форму. Императоры вмешались в эти споры различных школ и канонов так же, как они вмешивались и в богословские диспуты. Они уже далеко ушли от Ангонинов. В то время Запад был захвачен варварами, римские сооружения, усеивавшие земли Галлии, Италии и части Испании, были разрушены или разграблены, и на несколько веков в этих странах, некогда покрытых могущественными и цветущими городами, наступила непроглядная ночь.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41