О стиле и композиции

В Византии императоры, отныне отказавшись от всякого влияния на западные дела, жили среди роскоши, разделяя, как я уже говорил, изменчивые вкусы тех греческих племен, среди которых они обосновались. Между тем, искусство претерпевало изменения: римляне принесли с собой своды на берега Босфора, возможно даже, что своды утвердились там уже до них, а они лишь принесли с собой способы их возведения. Что касается их архитектуры (которой, впрочем, как мы убедились, римляне придавали мало значения), они предоставили грекам распоряжаться по-своему. Греки же, всегда утонченные, постепенно внесли в нее значительные изменения. Прежде всего, они расстались с римскими ордерами, состоявшими из колонн с полным антаблементом, и стали применять колонну лишь в качестве жесткой опоры, несущей уже не архитравы, но арки; скоро они перестали применять коринфские и смешанные капители, не имевшие вверху достаточно широкой площадки для расположения на них пят этих арок и казавшиеся слишком хрупкими и ажурными для тяжести конструкции. Поэтому греки расширили капитель, увеличили ее абак и покрыли ее лицевые поверхности тонкими, слабо выступающими скульптурными украшениями, которые не могли уменьшить ее прочности. Стремясь к поражающим эффектам, к невиданным в архитектуре затеям, они задумали поставить полусферический римский свод на четыре опоры при помощи парусов и сделали попытку, как в конструкции св. Софии, придать куполам, как бы подвешенным, таким образом, только на четырех устоях, невиданные до тех пор размеры. Юстиниан, которому приписывают постройку этой колоссальной церкви, весьма интересовался работами и каждый день посещал строительство. Когда купол, однажды уже обрушившийся вскоре после своего завершения, был, наконец, окончательно установлен на паруса, Юстиниан, как говорят, воскликнул: «Слава Господу, удостоившему меня завершить это дело! Я тебя победил, Соломон!» Не важно, были ли эти слова, действительно, произнесены Юстинианом, но весьма важно, что современные ему историки приписали их ему, ибо это свидетельствует о переменах, совершившихся в умах властителей империи!. В Риме, насколько, нам известно, ни один из императоров не проводил время на строительной площадке среди рабочих, и ни один из них во всяком случае не считал постройку здания важным делом своей жизни. Древние греки восхваляли свои сооружения и гордились ими. Но римляне никогда не говорили о своих, — они довольствовались их постройкой и использованием.

Итак, новый дух овладевает умами на Востоке в VI веке; он чужд латинскому духу и ведет свое начало от греческой хвастливости; эта склонность к гиперболам в оценке произведений искусства оказала значительное влияние на развитие этого искусства, — влияние, давшее неожиданные результаты несколькими веками позднее. Отметим, что в Византии римское искусство, обновленное греческим элементом, долгое время процветает и пускает ростки, различные направления и распространение которых я постараюсь показать. Все знают о многочисленных ересях, возникших в лоне самой церкви вскоре после признания христианства государственной религией империи. Один из руководителей еретиков, Нестор, епископ Константинопольский, был изгнан в 431 году. Он принужден был удалиться в город Паноплис, на правом берегу Нила, в сопровождении свиты из многочисленных учеников, окружавших его и возмущавшихся несправедливым, по их мнению, принесением его в жертву ради св. Кирилла. Эти еретики доноре были гостеприимно приняты последователями Магомета, так как последние нашли среди этих изгнанников людей, обладавших познаниями в области греческой античности, любивших искусство и посвятивших себя известным в то время наукам. Они, по всей вероятности, использовали их для художественных работ, к которым приступили, обосновавшись по соседству с провинциями, входившими в состав Восточной империи, ибо в то время среди магометан, которые все были воинами, выходцами из пустыни, не было ни художников, ни ремесленников.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41