О стиле и композиции

С XI века Западная Европа начинает собирать античные произведения; она их присваивает, их изучение она кладет в основу образования, но это не мешает ей создать новое искусство, принадлежащее ей и весьма далекое от принципов латинского искусства. Долго утверждали, что крестовые походы оказали значительное влияние на западное искусство. Факты явно противоречат этому мнению. Первый крестовый поход состоялся в 1096 году, второй — в 1147 году; между тем, именно в XII веке архитектура и скульптура преобразуются, но при этом они не приближаются к восточным искусствам, а отдаляются от них. Эти вопросы, которыми обычно занимаются люди, чуждые художественной практике, рассматривают поверхностно, переставляют даты, в памятниках видят только их внешние формы, строят системы; ошибки повторяются и в конце концов превращаются в непреложную истину. Тогда уже становится труднее изменить установившееся мнение путем исследования фактов. Но это мы и попытаемся сделать. При изучении мы не должны углубляться в археологические вопросы, я не хочу скрывать от читателя своей целя: я думаю, что весьма важно показать современному искусству, откуда оно ведет свое происхождение, и следовательно, куда ведет его истинный путь. Я думаю, что это единственный способ направить его на путь плодотворного, свободного, беспрепятственного развития. Нам необходимо знать, что мы собой представляем, для того чтобы знать, что мы должны и можем сделать. Это правило, которое должно быть запечатлено в умах всех художников.

Освободившись от варварства, западное искусство немедленно начинает проявлять стремления, противоположные основным принципам римского искусства. Это движение начинается там, где искусствами занимались после попытки их возрождения, предпринятой Карлом Великим: оно возникает в монастырях и особенно во время расцвета клюнийских общин в XI веке. Эти западные монахи ищут в ту эпоху не только новых комбинаций в планировке, но и новой системы конструкции, основанной на законах, не знакомых римлянам или не принятых у них. Что касается статуарной скульптуры и живописных и скульптурных украшений, то можно сразу заметить, что образцов для них ищут в византийских произведениях. В отношении планировки и строительных приемов западные архитекторы, начиная с X века, хотят примирить два противоположных принципа и, таким образом, Сначала уступают в борьбу о законами, установленными римлянами. В римском плане ясно читается, сводчатое ли это сооружение или оно имеет деревянное перекрытие. Если сооружение сводчатое, как, например, большая часть терм Каракаллы, то план его отличается компактностью: это — массы, скомпонованные так, что они оказывают сопротивление распору сводов во всех направлениях. Это — система ячейковой конструкции. Если же здание не имеет Сводов, то оно приближается к греческому плану и состоит только из продольных стен и опор, несущих вертикальную нагрузку и, следовательно, тонких. Греческий план легко начертить, для его выполнения не требуется большого количества материалов, он прост и экономичен. Римский план, наоборот, требует изощренных, сложных комбинаций, он связан со значительными расходами вследствие невероятной массы материалов, необходимых для его выполнения. Он требует быстрого выполнения (в соответствии с римскими способами строительства) при помощи весьма значительного числа рабочих рук, подвод, сырых материалов, подвозимых одновременно на строительную площадку. Монахи и сеньоры в X и XI веках не имели в своем распоряжении тех мощных средств, которыми располагали римляне на всей территории империи. Поэтому они отказались от римских планов и стали применять лишь простую композицию, принятую в планах базилик, т. е. сооружений, не имеющих сводов, как и греческие. Но вскоре они убедились в выгодах применения сводов, особенно в сыром и переменчивом климате. Деревянные перекрытия горели или быстро разрушались; архитекторам вскоре пришлось то и дело заменять их сводами, но из-за этого они не хотели расстаться с простыми планами как для церквей, так и для гражданских сооружений.

И вот друг другу противостоят два противоположных принципа. Для их примирения так называемому романскому искусству пришлось потратить много усилий. Я не буду приводить здесь их историю, так как это уже сделано мной в другом труде *. Достаточно указать здесь на основные моменты.

* „Dictionnaire raisonne"..., статьи: „Architecture" и „Construction".


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41