О стиле и композиции

Прежде всего, продольным стенам была придана большая толщина для сопротивления распору, но этот способ был вскоре признан неудовлетворительным для больших сооружений и, кроме того, слишком дорогим. Затем последовало отведение распора на определенные точки при помощи крестовых сводов и укрепление этих точек посредством столбов. Чтобы не загромождать внутренних помещений, все наклонные усилия воспринимаются столбами, свободно поставленными снаружи; это было равносильно постройке здания, поддерживаемого опорами, не связанными, так сказать, с самим зданием; такую роль, могли, например, играть контрфорсы. Устойчивость, приданная этим отдельно стоящим опорам, обусловливается не столько большой площадью их основания, сколько величиной несомой ими нагрузки. Эти последовательные попытки привели к результатам, весьма далеко ушедшим от исходной точки, но не приближающимся ни к простым принципам греческого искусства, ни к принципам, лежащим в основе римского, латинского и византийского искусств.

Поясним на чертеже те преобразования, которым подвергся план античной базилики с деревянным перекрытием, для того чтобы прийти к базилике XIII века, перекрытой сводами (рис. 26). А обозначает план римского зала, или базилики с тремя нефами, имеющей деревянное перекрытие. Романские архитекторы хотят заменить деревянное перекрытие сводами. Они придают большую толщину столбам и стенам (В). Эти меры оказываются недостаточными: стены раздаются под действием распора, и здание рушится. Тогда (С) вместо прямых цилиндрических сводов, идущих вдоль нефов, устраивают крестовые своды, и в местах приложения распора снаружи устанавливают контрфорсы. После этого вскоре замечают, что стены между этими контрфорсами излишни, и приходят к плану D. Здание в действительности занимает лишь пространство, заключающееся между Е и F.  Итак,  снаружи ставят контрфорсы G, на которые переносится все наклонное давление. Продольные стены IK, показанные на плане A, здесь разрезаны, таким образом, на участки и повернуты под прямым углом; застроенные части занимают в плане ту же площадь, но их сопротивление боковым усилиям настолько возрастает, что становится возможным возвести своды.


Это кажется весьма простым, между тем это произвело целую революцию в строительном искусстве. Это означало полный разрыв с античными методами конструкции. Понадобилось не менее трех веков для того, чтобы этот новый, бесконечно плодотворный принцип, был окончательно принят. В то время как изменялась таким образам конструкция *, художественные формы также переживали революцию, которая не могла оставаться скрытой даже от наименее зорких глаз.

* Я не считаю нужным распространяться здесь более подробно о тех преобразованиях, которым подверглось западное строительное искусство с IX по XIII век, так как я изложил историю этих преобразований в „Dictionnaire raisonne de I'Architecture francaise" в статье „Construction".


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41