О стиле и композиции

Греки, встраивая ордера в конструкцию, исходили из правильного принципа. Для них ордер не был и не мог быть ничем иным, как самой конструкцией, а в некоторых случаях, если они того хотели, средством, помогавшим создать сплошное заполнение между колоннами, как это практиковалось до них египтянами и ассирийцами. Эта стена, это заполнение, не имело иного значения, — оно являлось лишь массивной перегородкой. Воздвигать, как в большой базилике Гигантов в Акраганте, колонны в качестве устойчивых опор, столбов, контрфорсов, несущих антаблемент вместе с перекрытием, заполнять промежутки между колоннами целиком или частично (рис. 28) более лепкой конструкцией, простой перегородкой, это значило рассуждать мудро; но трактовать пустоты как заполнения, как это сделали позднее римляне, перегородки как массивные стены, а контрфорсы как простые декоративные детали — это было варварским рассуждением, не в обиду будь сказано римлянам и тем, кто подражает им недостаточно обдуманно. Вступив на этот безрассудный путь, римляне пошли еще дальше: они поместили архивольты под выступающими антаблементами встроенных ордеров (см. рис. 27). Как я уже говорил, греку это показалось бы верхом заблуждения или, вернее, признаком полного непонимании форм греческой архитектуры.






Однако к концу империи архитекторы начали в больших сооружениях, построенных римлянами на восточном побережье Адриатики и в Азии, ставить арки непосредственно на колонны, лишенные антаблемента (рис. 29). Но это было нововведением, делающим честь грекам. Греческие архитекторы всякий раз, когда это было возможно, не отвергая приемов, применявшихся римлянами Западной империи, подчиняли их своему всегда правильному суждению.

Но пора внести ясность в вопрос, имеющий весьма важное значение для истории архитектуры. Мы признаем существование византийского искусства, мы считаем, что это искусство представляет собой одно из новых проявлений деятельного ума греков; выше я даже высказал мысль, что византийское искусство представляет собой возрождение. Откуда же греки взяли элементы этого возрождения? Как могло преобразоваться греческое искусство времен Перикла? В эпоху империи греки и на греческой территории, так же как и в Италии, принуждены были усвоить пышные вкусы римлян. Как же могло случиться, что когда основана была Восточная империя, греки оказались в состоянии внести новые формы в римскую конструкцию без заметного перехода? Поставить этот вопрос и разрешить его — это все равно,
что найти ключ к средневековому искусству как Востока, так и Запада. Попытаемся же приподнять эту завесу.

Имеются все основания верить тому, что греки в самой глубокой древности заимствовали свое искусство в Азии и в Египте, но в эпоху его процветания, т. е. с момента разрушения Афин иранцами до конца пелопонесской войны, они остерегались что-либо заимствовать у азиатских народов, с которыми беспрестанно вели войну. В течение этого столь короткого и столь блестящего периода греческое искусство озаряло своим светом все вокруг, и его влияние распространилось на Босфор и, вероятно, на часть Сирийского побережья. Между тем, задолго до эпохи расцвета Греции существовала мощная цивилизация, искусство которой носило отпечаток первобытной силы. Финикия, Иудея строили здания, занимались торговлей, основывали колонии значительно раньше исторического периода в жизни Эллады. Задушив последние остатки греческой независимости, римляне распространили свое владычество вплоть до Сирии и Ирана. Тогда греки, которым уже не приходилось воевать с восточными азиатскими народами, естественно сделались посредниками в торговле Леванта с Западом; они играли ту роль, которую позднее сумели захватить венецианцы в сношениях между Азией и Западной Европой. Греки застали в Сирии, на берегах древней Финикии и в Иудее искусство, развитию которого они способствовали, быть может, сами того не сознавая, и которое сохранило-, однако, в значительно большей степени, чем греческое, следы своего первоначального величия. Греки нашли там один из источников, из которого, вероятно, черпали римляне со времен республики, — источник этрусского искусства. Это требует объяснения.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41