О стиле и композиции

Не являются ли этруски, как и карфагеняне, с которыми они явно имели сношения, остатками финикийской колонии, откуда римляне времен республики заимствовали первые понятия о строительном искусстве?

Но в основаниях площадки Иерусалимского храма мы видим одну лишь облицовку, без всяких скульптурных украшений. Если эта облицовка относится к весьма отдаленным временам, о чем свидетельствуют колоссальные размеры блоков, способ их отески и кладки *, выполненной без соблюдения непрерывности горизонтальных швов, то  с другой стороны, здесь нет ничего, что указывало бы на наличие искусства. Нужно заметить, что недалеко от Иерусалима находится большое количество могил, вытесанных в юрском известняке, покрывающем большую часть Палестины. Г-л де Соси считает, что эти могилы относятся к эпохе царей; его оппоненты: датируют их значительно более поздней эпохой. Но, во-первых, римляне не имели обыкновения в период империи вытесывать свои могилы в цельной скале; во-вторых, традиция, с которой всегда нужно считаться, приписывает их уже во времена Константина эпохе Иудейского царства; в-третьих, стиль архитектуры этих могил чужд римскому искусству. Возьмем, например, среди них одну из наиболее значительных, ту, которая частью своих архитектурных форм и даже деталей обломов более всего напоминает римское искусство времен империи, а именно могилу Царей (рис. 32). Оба вспомогательных столба, находившихся в местах, обозначенных буквой А, разрушены. Мы, правда, видим здесь триглифы греческого дорийского ордера; но кто нам докажет, что греки в свое время не заимствовали эту деталь у финикиян или у евреев? Что касается этих пальм, венков, дисков, виноградных гроздьев и в особенности большого обрамления под архитравом, загибающегося на углах под прямым углом, то эти украшения — не греческие, не ассирийские и не римские. Детальное обследование скульптуры еще более, чем весь памятник в целом, внушает нам мысль о самобытном искусстве.

* Необходимо отметить, что все первобытные кладки являются либо циклопическими, т. е. состоят из блоков неправильной формы, уложенных при помощи подвижного (меняющего свою форму) наугольника в том виде, в каком они добыты из карьеров, либо без соблюдения непрерывности горизонтальных швов. Кладка бывает циклопической, когда камень можно добыть только в виде кусков с непараллельными поверхностями. Но в таких странах, как Иудея, где известняк встречается в виде естественных параллельно лежащих слоев, строители, конечно, применяли камень таким, каким давала его им природа. Но эти слои Имеют неравную высоту, и, пуская их в работу, часто приходилось отступать от непрерывности постелей или же решаться срезать поверхность большого количества каменных блоков, а эта операция не была в ходу у первобытных зодчих. Следовательно, по одному виду кладки можно всегда определить, принадлежит ли она первобытной цивилизации или цивилизации, ушедшей далеко вперед в области искусств и ремесел.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41