О стиле и композиции

Память, т. е. способность представлять в уме то, что человек когда-то видел, слышал или чувствовал, называют пассивным воображением, а другую способность — комбинировать свои впечатления и составлять из них новое представление — активным воображением. Животное обладает лишь первым, и только человек обладает вторым. Действительно, ласточки помнят, что нужно вить гнездо в определенное время и в определенном месте, но все ласточкины гнезда одинаковы с тех пор, как на свете существуют ласточки. Человек знает, что нужно создать себе кров, но в течение нескольких веков он от землянки доходит до Луврского дворца. Почему? Потому что человек рассуждает, и его активное воображение представляет собой не что иное, как приложение рассуждения к пассивному воображению. «Это не тот вид воображения, — говорит Вольтер * — который обыватель называет, так же как и память, врагом разумного суждения. Наоборот, оно не может действовать иначе, как на основании глубокого суждения; оно беспрерывно комбинирует свои картины, оно исправляет свои ошибки, оно возводит все свои здания в строгом, порядке. В практической математике требуется поразительная сила воображения, и у Архимеда было по меньшей мере столько же воображения, сколько у Гомера». Поэтому не нужно повторять за обывателем, что рассудок заглушает воображение и что, при создании чего-либо нового, лучше, чтобы память не располагала большим запасом материала. Для создания нового нужно, чтобы суждение упорядочило элементы, собранные пассивным воображением. Составьте это суждение, научитесь рассуждать, и вы, может быть, создадите новое. Правда, воображение у первобытных людей, у варваров, работает не так, как у людей цивилизованных и образованных, ибо пассивное воображение варваров рисует им предметы лишь в несовершенном и затуманенном виде; это — зеркало, увеличивающее и искажающее то, что оно отражает, тогда как память у высоко цивилизованных людей ясна и точна; она представляет собой род каталога. Из этих двух различных складов вытекает следующее: у первобытного человека пассивное воображение поэтично, а активное бедно, мало развито; у культурного человека, наоборот, память восстанавливает вещи в их реальном виде, тогда как его активное воображение может быть сильно развитым и весьма поэтичным. Следите внимательно за ходом моей мысли: человек, уже цивилизованный, видит, как на конце веревки качается тяжесть; его пассивное воображение не рисует ему ничего иного, кроме этого факта, он не придает этому явлению никакого сверхъестественного значения; он не видит здесь демона, толкающего тяжесть то вправо, то влево, но его активное воображение выступает и говорит ему: «Здесь действует закон; эта тяжесть качается потому, что она испытывает воздействие двух сил; одна из них — случайная, нарушившая ее нормальное состояние, другая —  принуждающая ее принять первоначальное положение, и в конце концов юна к нему вернется. Следовательно, эта последняя сила и есть закон; она требует, чтобы тяжесть натягивала веревку перпендикулярно горизонту; следовательно, существует притяжение, заставляющее эту тяжесть стремиться к центру земного шара». Другой наблюдатель, привязав шар к концу нитки, движением руки заставляет шар описать круг. Он видит, что вращательное Движение шара все время натягивает нитку и что нитка натягивается тем сильнее, чем быстрее движение. Его пассивное воображение напоминает ему, что луна вращается вокруг земли, планеты вокруг солнца, и его активное воображение говорит ему о существовании центробежной и центростремительной сил.

* „Dictionnaire philosophique".


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41