О стиле и композиции

Вид скульптурных украшений, их трактовка явным образом говорят в пользу моего предположения. Но нужно еще, чтобы это убеждение проникло в умы моих читателей. Последние фрагменты, показанные мной, должны быть отнесены либо к эпохе Ирода Великого, либо к эпохе Адриана, либо к эпохе Константина. Хотя римское искусство времен Адриана и стремится приблизиться к древнегреческим образцам, но это усилие ограничивается внешним совершенством исполнения и не изменяет общего характера архитектуры. В самом Иерусалиме сохранились остатки римской архитектуры времен Адриана, как, например, фонтан так называемый св. Филиппа, и эти остатки и в деталях и в ансамбле столь же проникнуты римским духом, как и постройки самого Рима. Неужели кто-нибудь захочет уверить нас что эта дверь и эти могилы, высеченные в скале (ибо и та и другие служат выражением одного и того же искусства), относятся к временам св. Елены? Но римское искусство времен Константина нам известно, оно дошло до крайней степени вялости в исполнении. Если архитектура Константина в Сирии отличается от той, которую мы встречаем на Западе в ту же эпоху, это доказывает, что в Сирии существовала в то время блестящая школа, и наш аргумент в  пользу влияния сирийского искусства на греческие произведения остается в силе. Греки с жаром приняли христианство. Это было естественно, ибо их философы предчувствовали наступление христианства. Греки первые побывали в тех краях, где зародилась новая религия; это было им легко, так как те места были по соседству с ними. Когда христианство распространилось по территории древней Греции, сношения с Палестиной стали частыми и необходимыми, и, зная подвижность ума греков, не следует удивляться тому, что они стали искать элементы нового искусства в краях, бывших свидетелями зарождения новой религии. Следовательно, факты духовной жизни и памятники одинаково подтверждают предположение, что византийское искусство заимствовало некоторые из своих декоративных элементов в Палестине.

Мне известны предрассудки, которые противопоставляются этой гипотезе; никто из нас не забыл взглядов Вольтера на еврейский народ, но Вольтер не имел ни малейшего представления о ценности и природе первобытного сирийского искусства, и я сказал бы, что даже его настойчивое стремление умалить значение этого народа, то остроумие, которое он расточает, чтобы выставить его в смешном виде, должны служить нам предостережением против его взглядов на этот счет. Чтобы разрушить что-нибудь, не имеющее реальных основ, не приходится тратить столико труда, и ожесточенные нападки Вольтера на маленький еврейский народ — показатель большого значения этого народа.

Греки во все времена обладали способностью быстро усваивать элементы, заимствованные ими у других народов. Они всегда были великими пиратами, бросавшими все, что они брали,— вещи и идеи,— в свой тигель, чтобы переплавить их в греческое произведение и показать его таким изумленному миру, которому после этого уже не приходилось рассуждать о его происхождении. Сколько более или менее остроумных догадок было высказано относительно истоков античного греческого искусства и даже относительно византийского искусства, значительно более близкого к нам и более доступного анализу. Сколько выдвинуто было гипотез с тех пор, как археология сделалась наукой! Я не претендую на то, что в нескольких строках указал единственный путь возникновения византийского искусства, я ограничиваюсь ссылкой на факты. С того дня как римляне задушили Грецию своей мощной рукой, греческое искусство становится ремеслом. В Греции, как и повсюду, насаждается римское искусство. Неоспоримо, что здания, построенные с тех пор на греческой земле, выполнены с большим совершенством, чем те, которые воздвигнуты в Италии, Галлии, Испании и Германии, но все же это всегда — римские сооружения. И это столь заметно, даже для людей, едва знакомых с искусством архитектуры, что в Аттике, например, какова бы ни была чистота выполнения сооружений, построенных после наступления римского владычества, невольно отворачиваешься от этих зданий, которые в другом месте вызвали бы восхищение. Повторяю, с того дня и до утверждения империи в Константинополе исчезли всякие следы греческого искусства; если работа и ведется, то она ведется в тени. Затем внезапно мы видим в Византии новый излет архитектуры, скульптуры и живописи, мы видим, как они облекаются в новые формы, развивают новые принципы, принимают определенный характер; должны же были греки откуда-то взять эти элементы нового искусства. Между тем, единственные памятники, представляющие, по крайней мере в декоративных принципах, поразительную аналогию с византийским искусством, мы находим в Палестине, на этой древней еврейской почве. Эти памятники, каковы бы ни были мнения, высказывавшиеся по этому поводу, относятся к более ранней эпохе, чем; византийское искусство в собственном смысле слова, а в продолжение трех последних веков существования империи греки, когда-то воевавшие с азиатскими народами, поддерживают с ними оживленные сношения.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41