О стиле и композиции

Мне кажется, что выводы напрашиваются сами. Но допустим, если хотите, что эти иудейские сооружения относятся к последним годам Римской империи; они не похожи на римскую архитектуру времен упадка ни общим расположением, ни скульптурными деталями. Следовательно, предполагая, что они воздвигнуты позднее эпохи Ирода Великого, т. е. времен Августа, нужно признать в них влияние местного искусства. Но для того, чтобы это влияние могло оставить следы, должно было существовать более раннее искусство. Таким образом, мы не выходим за пределы того же круга, и принуждены признать, что в Сирии: начиная с финикийско-иудейской эпохи, существовало туземное искусство, но оно не было ни ассирийским, ни иранским, ни архаическим искусством греков. Во времена империи, правда, встречаются кое-какие следы этого влияния в римских сооружениях, но не нужно забывать, что римляне, начиная с эпохи Августа, с каждым днем простирали свое владычество все дальше на Восток. Если мы видим в римской архитектуре Баальбека, Пальмиры, Сирии следы этого искусства, которое я считаю туземным, то в отношении способов выполнения их конструкция и декорация остаются римскими; обломы покрываются орнаментом, но этот орнамент всегда римский. Византийское искусство в собственном смысле слова не могло возникнуть из этого искусства, отмеченного упадком, ибо никогда возрождение искусств не строилось на основе выродившихся образцов. Наоборот, искусство имеет будущее лишь тогда, когда оно использует свое прошлое.

Я не хочу утверждать, что греки нашли новые для них элементы византийского искусства только в Иудее: может быть, вся Азия внесла свою лепту. Мне лишь важно констатировать тот факт, что византийское искусство не имеет никакого сходства  с древнегреческим искусством, что оно примешивает к западно-римской архитектуре новые принципы, и что мы встречаем на древней еврейской почве некоторые из этих принципов весьма четко выраженными.

Посмотрим теперь, каковы эти принципы. Греки, которые в древности изобрели ордера или по крайней мере подчинили их особым пропорциям, видя, как употребляют их и злоупотребляют ими римляне, от ордеров отказываются. Они прибегает к новым принципам. Ордера, существовавшие при системе архитравных перекрытий, не могли для греков совмещаться с введением арки в архитектуру. Греки уже не применяют архитрава, а если применяют, то лишь под аркой. Колонны теряют характер ордера, диктующего формы зданию, и начинают играть второстепенную роль монолитных жестких вертикальных опор в сквозных конструкциях, несущих открытые арки между тонкими стенами. Часто вместо колонн применяют изолированные столбы, как это можно видеть в константинопольском соборе св. Софии, в больших боковых пролетах *.

* Например два столба, поставленные снаружи собора св. Марка в Венеции со-стороны Пьяцетты и происходящие, по преданию, из церкви см. Иоанна в Акре. Эта столбы, по-видимому, принадлежат к первому периоду Византийской империи: они с лицевой стороны покрыты лиственным орнаментом.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41