О стиле и композиции
Выпуклые профили карнизов греческих и римских ордеров совершенно не применяются, — их заменили пояса, тупые профили, а сильно выступающие украшения должны были впредь служить для увенчания зданий. После того как отказались от ордеров, пропорции колонн и капителей стали произвольными. Доведя римские конструктивные принципы до крайности, византийские греки начинают рассматривать стены лишь как сквозные пролеты, как ограждения, как перегородки. Вся конструкция заключается в сводах, взаимно поддерживающих друг друга; их давление сосредоточено в отдельных точках и притом на столбах, несущих эти своды. Этот вид конструкции с большой последовательностью развит в соборе св. Софии. Мы видим, что византийское искусство не представляет собой следствия упадка римского Искусства, как это иногда старались доказать; это — искусство, доводящее принципы римской конструкции до крайностей, отказавшееся от римских чисто декоративных заимствований, делающее новые заимствования, более правдивые, более связанные с принципами этой конструкции, и умеющее применять их с греческой логичностью. Это искусство, не клонящееся к упадку, а наоборот, обновленное, обещающее долголетнее процветание, способное к созданию неизвестных до тех пор принципов.
Я говорил, что несториане, после осуждения их главы, нашли приют в Сирии, в Иране, в Египте, их секта распространилась в Азии. Они принесли с собой принципы византийского возрождения и присущие им элементы. Для них «святая дева» была лишь матерью Христа, но не матерью божьей. Они видели в Христе два естества, одно — божественное, другое — человеческое. Эта ересь стремилась в произведениях искусства прославлять божество не изображением того видимого тела, в которое оно облеклось, но изображением его деяний. Арабы, воспользовавшиеся искусством, принесенным несторианами, пошли еще дальше в этом учении: они считали, что живые существа, каковы бы они ни были, не подобает изображать ни в скульптуре, ни в живописи. Искусство, ограниченное таким образом, должно было искать себе декоративных сюжетов в растительном мире, в неодушевленных предметах и в геометрических комбинациях. Знание геометрии сделалось поэтому у арабов главной предпосылкой не только конструкции здания, но и его убранства. Таким образом, греческое искусство, перенесенное несторианами, удалялось, насколько это было возможно, от греческого античного искусства и в своей форме и в своих принципах.
Запад, начавший культивировать искусства со времен Карла Великого, имел перед собой три системы, из которых он имел возможность черпать. Он обладал у себя остатками римского искусства, он брал все, что мог, из искусства византийского и испытывал влияние арабского искусства в зависимости от более или менее Оживленных сношений с Испанией, Сирией и побережьем Африки.
Будучи латинской в силу своих старых традиций, Галлия *, однако, не была латинской по самой своей природе, как я уже отмечал выше. Ее соблазняли византийские образцы, ее влекло к изучению математических наук, процветавших у арабов. Начиная с X века, в ее архитектуре уже проявляются более высокие стремления по сравнению с теми практическими приемам», которыми она располагала. В исполнении еще сказывается варварское состояние, но его уже нет в архитектурных замыслах. Видны усилия очень опытных художников, в распоряжении которых были, однако, лишь неискусные, грубые рабочие. Художественные принципы уже достигли значительного развития и во всем отличаются от принципов античной греческой архитектуры и римской архитектуры времен империи. Так, греки применяли только архитравные перекрытия на вертикальных опорах. В римской конструкции господствовал свод, а ордера оставались независимыми от этой конструкции. Византийцы сделали шаг вперед, — они попытались придать ордерам (или, вернее, колоннам) в своих сводчатых сооружениях правдивую, полезную функцию; но все же колонна остается у них дополнительной частью, стойкой, — в сквозном пролете, в конструкции еще совершенно римского типа. Западные народы в период развития романской архитектуры тесно связывают колонну с конструкцией своих сооружений, они делают из нее неотъемлемую часть конструкции, но это невольно заставляет их отступить от пропорций античной колонны. Они видят в колонне не более, как вертикальную опору, которой можно придать в высоту различное число модулей в зависимости от ее функции. Это уже не соответствует античному способу; но разве на свете существует только один способ, от которого никогда нельзя отступить под страхом впасть в варварство?
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41