О стиле и композиции

Мы видели, как римляне ставили одну над другой встроенные колонны в многоэтажных зданиях. Мы видели, как в этих случаях, когда колонна выполняла функцию контрфорса, нависающий антаблемент своей тяжестью делал эти подпоры бесполезными. И вот, мы видим, что на Западе, начиная с X века (возможно, даже и раньше), архитекторы упраздняют промежуточные антаблементы этих поставленных один над другим ордеров и делают из двух, трех или четырех колонн, помещаемых у римлян одна над другой, один пучок тонких колонн, или одну колонну, или один цилиндрический контрфорс, имеющий лишь одну капитель с антаблементом, завершающим здание. Когда несколько этажей помещаются один над другим, они отмечены поясами между колоннами. Эти колонны тянутся снизу вверх либо непрерывно, либо образуя уступы в каждом этаже (рис. 38) *.


Таков новый принцип, основанный на правильном рассуждении. Мы уже видим, что у античных грехов при расположении одного ордера над другим верхний ордер представлял собой лишь продолжение нижних колонн, как, например, в храме Посейдона в Пестуме, в храме Деметры в Элевсине и др. (рис. 39). Итак, греки поняли, что два ордера, поставленные один над другим, должны образовать одно целое, быть прочно связанными между собой, быть и казаться лишь двумя этажами того же здания, а не двумя зданиями, поставленными одно на другое. Романские архитекторы не знают античной греческой архитектуры; им известно лишь римское и византийское искусство, но, стоя на этой почве, они рассуждают подобно грекам и не хотят, чтобы несколько этажей этого здания производили впечатление двух, трех, четырех зданий, помещенных одно над другим. Они, таким образом, нарушают римские ордера, но рассуждают правильно; следовательно, здесь весь вопрос в том, стоят ли результаты, полученные при правильном рассуждении, того ордера, который зиждется на неправильном рассуждении. При помощи античных искусств, остатками которых они обладают, и прибегая к византийским искусствам, западные народы полагают начало своим собственным принципам в искусстве, и если они в продолжение романского периода действуют ощупью, когда дело касается выбора форм, то они не проявляют никакой нерешительности в применении принципов, основанных на все более и более строгом рассуждении. Неплохое начало для варваров!

Западные архитекторы уже не могли более строить из крупных материалов,— у них не было ни транспортных средств, ни подъемных механизмов; кроме того, римляне оставили им обширные сооружения, построенные из очень мелкого камня, из кирпича или монолитной кладки из щебня, но, как мы уже видели, римская конструкция представляла собой как бы обнаженное тело, всегда одетое мрамором, штукатуркой, тесаным камнем и украшенное монолитными колоннами. Романские архитекторы открыто решаются не отличать более тела здания от его одежды. Самая конструкция становится архитектурой. Требования этой конструкции будут определять форму. Так, романский архитектор желает построить неф с двумя боковыми приделами, неф базилики: он не может воздвигнуть монолитных колонн, несущих стены центрального нефа, но он и не старается придать пропорций римской колонны этим колоннам или столбам, которые ему придется выкладывать из нескольких рядов камней небольшой высоты. Он поставит квадратные или цилиндрические столбы приземистых пропорций (рис. 40) **, или же, если он захочет облегчить вид этих устоев, он придаст им форму пучка колонн (рис. 41) ***. Но вскоре он захочет перекрыть сводами боковые нефы, сохранив деревянную конструкцию для перекрытия центрального нефа. Он понимает, что боковые своды будут распирать колонны внутрь, что необходимо поэтому придать этим устоям большую сопротивляемость. Тогда (рис. 42) он создает квадратный столб, к которому прислоняет встроенную в него колонну А, чтобы нести арку свода бокового нефа, и две колонны В, такой же высоты, чтобы поддерживать архивольты, несущие продольную стену; затем, в качестве внутреннего контрфорса и опоры для деревянной фермы, — четвертую колонну С, которая будет возвышаться от основания до вершины стены. Здесь он опять-таки весьма правильно рассуждает, хотя отнюдь не считается с пропорциями античных ордеров. К тому же он с грехом пополам копирует римские и византийские капители или сложные капители с византийским орнаментом.

* Старинная часть собора Сен Реми в Реймсе.

** Церковь в Виньори, церковь Сент Этьен в Бове, церковь в Турню и др.

*** Из нефа в церкви Сен Реми в Реймсе, X век.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41