О стиле и композиции

Насколько было бы вредно и опасно предоставить подобным учреждениям развиваться среди общества, подчиняющегося твердым установлениям, настолько же эти учреждения были полезны и нужны в эпоху, которой принципы авторитета и дисциплины были совершенно чужды. Эти организованные корпорации собирают остатки античной архитектуры, завязывают сношения с отдаленными нациями, берут у тех, которые сохранили блага цивилизации, дают тем, которые погружены во мрак невежества. Их архитектура, действительно, в точности отражает их роль. В течение неполного столетия, с X по XI век, она складывается так, что уже может отвечать этой роли. Смирение сказывается в ее принципах, в способах выполнения, а между тем, она способна выразить всё то великолепие, о котором мечтают люди, стремящиеся после клюнийской реформы ни более, ни менее, как управлять мирам. В этом отношении романская монашеская архитектура представляет собой искусство, искусство подлинное, так как оно везде сохраняет свои черты, будь это в самой бедной часовне, в обители, затерявшейся среди пустыни, или в огромном и великолепном клюнийском соборе. Это — архитектура, способная создать самые обширные и самые скромные сооружения, пользуясь одними и теми же Методами, архитектура, представляющая собой не что иное, как накопление средств наподобие той религиозной организации, которая ее создала.

Между тем, феодальная крепость того времени сохраняет традиционную древнеримскую конструкцию, потому что при ее строительстве действуют теми же способами, а именно пользуясь барщиной или реквизициями. Уже в конце XI века монахи, достигнув вершины своего могущества, хотят предстать во всем блеске; они стремятся к роскоши, не изменяя своих строительных приемов; их великолепные сооружения часто выполнены с поспешностью, небрежно, тогда как светские сеньоры пока что еще не стремятся к внешнему богатству, но стараются укрыться за крепкими стенами, строят прочно, ничего не принося в жертву любви к роскоши, охватившей монастыри. Св. Бернард видит опасность, он вводит свою цистерцианскую реформу, и она немедленно сказывается на архитектуре здании этого ордена. Мы замечаем, как в XII веке у клюнинцев сквозь строгость романских форм просвечивает определенная склонность к роскоши, некая непринужденность и свобода в трактовке принятых форм, небрежное выполнение конструкций и в то же время большая изысканность в скульптуре, тогда как у цистерцианцев, наоборот, виден отпечаток строгих правил во всем: в строительных приемах, в тщательности, точности непреложных формул, — ничего лишнего, ничего, кроме выполнения материальных требований, но выполненных добросовестно людьми, у которых нет иной цели, кроме исполнения своего долга. Цистерцианские сооружения представляют собой лишь конструкции, но конструкции хорошо и прочно исполненные; их можно узнать с первого Взгляда. Итак, вот различные, резко выраженные виды архитектуры романского периода, подобно тому, как в обществе того времени мы видим несколько обществ, совершающих свой путь параллельно, но нет единого организованного общества. Существовала архитектура черного монашества, архитектур/а белого монашества, существовала феодальная архитектура, но не было единой архитектуры, потому что не было единой нации, и жаждая из этих архитектур ясно выражает нравы, вкусы, привычки, стремления тех, кто ее создал.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41