О стиле и композиции

Лишь в конце XII века, в результате более или менее удачных попыток освобождения городских общин, схоластических дискуссий, изучения античной философии и усиления королевской власти, пробуждается национальное самосознание. Энциклопедический дух и интерес к точным наукам охватывают всех просвещенных людей, и тогда монашеское влияние навсегда исчезает из истории искусства. Архитектура попадает в руки мирян. Через несколько лет она расстается с римскими традициями не только в отношении строительной техники, конструкции сооружений, но она не желает более допускать остатков византийского или античного искусства даже в скульптуре: Свои декоративные мотивы она ищет исключительно в растительном мире полей и лесов, полевой флоре, в лесах. Что касается статуарной скульптуры, то она стремится к подражанию природе и отказывается от канонических образцов, пришедших с востока и столь тщательно хранившихся монастырскими школами. Тогда во всех городах королевской вотчины образуется ядро подлинно национальных художников, наперерыв двигающих вперед новое искусство с такой быстротой, что оно зарождается и созревает на глазах одного поколения. Эта архитектура начала XIII века — наиболее чистое и точное отражение национальных идей той эпохи. Стремятся к организации, к объединению, к исследованию, к знанию, к неотложному применению приобретенных познаний и к их практическому использованию, протестуют против религиозных учреждений; рассуждают по поводу всего, исследуют все, верят в прогресс научной мысли, не останавливаются перед необычайными дерзаниями, ни на один день не прерывая своего восхождения по этой крутой стезе. Индивидуальности скоро исчезают в этом движении умов. Архитектура становится в ряды научных дисциплин.

Не надо забывать, что архитектурной практикой занимались в то время исключительно миряне, вышедшие из народа, за которыми стояли корпорации ремесленных цехов. Среди этой междоусобной борьбы власть имущих средний слой общества как будто чувствует потребность объединения, подчинения собственным законам, которые как бы отрывают его от прошлого и выводят на совершенно новый путь. Это сословие художников и ремесленников, не имеющее возможности требовать политических прав, не надеющееся сравниться в могуществе с феодальной аристократией, требует свободы для труда. Из искусства архитектуры оно делает тайну, известную лишь посвященным, лишь «вольным каменщикам», прилагая все усилия к тому, чтобы это посвящение делалось с каждым днем все менее и менее доступным. Это среднее сословие чувствует, что у него нет никакого достояния и что только знание и практика искусства могут обеспечить ему духовную независимость. Оно предается со страстью изучению этого искусства, оно делает практические приемы сложными, ухищренными, для того чтобы сохранить господствующее положение в искусстве и заставить светскую и духовную аристократию обращаться к посвященным.

Думать, что искусство архитектуры XII века, так называемой готической архитектуры, не связано с обществом того времени, это значит не понимать национального духа той эпохи. Ибо эта архитектура —  не что иное, как пробуждение старого Галльского духа, духа, увлекающегося идеей, духа, стремящегося к независимости, концентрирующего свои силы в тиши, умеющего — что бы ни говорили о его легкомыслии — терпеливо выжидать и пробирающегося через все оставленные ему лазейки. Готическая архитектура в своих истоках является протестом против власти монахов; это первое мощное усилие, направленное наукой, исследованием, критикой фактов против традиции. Ее памятники, конструкция которых основана на совершенно новых принципах, декоративные детали которых избегают что-либо заимствовать от прошлого, ее памятники стоят перед нашими глазами, их камни говорят, в них отражается не «страдание», как недавно утверждала Академия изящных искусств, а наоборот, освобожденный труд, триумф ума, себя сознающего, деятельного, приобретающего независимость, насмешливо скрывающего свои тайны от равнодушных и слепых господ, зная, что придет день, когда он возьмет верх и, в свою очередь, будет господствовать.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41