О стиле и композиции

Начиная с XIII и до начала XV века архитектура представляет собой искусство, настолько цельное, сложное, подчиненное правилам посвященных, что оно не может допустить никакого влияния. Ни духовенство при постройке церквей, ни светская аристократия при постройке дворцов и замков, ни богатая буржуазия при постройке своих домов — не пытаются и не могут сделать попытки подчинить искусство своей фантазии: искусство совершенно независимо, это — сила, которую призывают, когда в ней нуждаются, но управлять ею нет возможности, она действует свободно, она сама управляет собой. Короче говоря, архитекторы образуют корпорацию, обладающую в области искусства своими привилегиями, своими вольностями, на которые никому не приходит мысль посягать. К тому же в течение этого периода средних веков каждый ограничивается своей сферой деятельности: духовенство старается сохранить и увеличить свои прерогативы; светские феодалы защищаются против захватнических стремлений королевской власти, ведут непрерывную борьбу с духовными феодалами и с населением городов и местечек; королевская власть всецело занята усилением своей политической мощи. Но ни духовенство, ни миряне, ни король не помышляют о вторжении в область искусства. Поэтому они не замечают и не опасаются этой новой независимой силы, созданной повседневным трудом; они находят художников, ремесленников, они ими пользуются, но не управляют.

В конце XV века аристократия, вернувшись из Италии, хвастает своими познаниями в искусстве: она кое-чему научилась, она начинает создавать круг любителей, имеющий с тех пор такое большое и такое гибельное значение для искусства; она пристрастилась к итальянским произведениям. Вернувшись домой, французские дворяне желают заменить свои старые замки и помещичьи дома загородными дворцами; они мечтают о портиках, о колоннах, галереях, симметричных фасадах. И вот старый галльский архитектор, истратив все средства, исчерпав все возможности, которые давали Ему принципы готического искусства, приспособляется к новым вкусам своих заказчиков. В XIII веке движение было вызвано только самими художниками; в XVI веке они подчиняются тому, что им внушают. Но, перенимая лишь чужеземную видимость, они сохраняют национальную сущность, они продолжают строить здания, готические по конструкции и планировке. Только для того, чтобы угодить своим господам, они набрасывают на это старое тело новую одежду, состоящую из нескольких лоскутов, взятых у итальянского ренессанса. Поскольку от них требуют античных ордеров, они берут только приблизительную форму их в качестве декораций; местную флору они заменяют арабесками, призматические профили — итальянскими обломами. На смену ангелам, людям в костюмах своего времени и святым появляются Юпитер, Венера, Диана, нимфы и тритоны. И вот обитатели замков в восхищении, а художники, в то время так же мало верившие в ангелов и святых, как и в Диану и Меркурия, не менее довольны, что отделались от ветоши готического искусства, дошедшего в отношении форм до крайних пределов возможного. Но что касается художественных основ, методов, порожденных несколькими веками опыта, то они не меняются, и архитекторы, так легко расстающиеся со своими готическими украшениями, так охотно облекающие свои здания в чужеземные одежды, подчиняясь моде, не заимствуют у итальянцев «и их строительных приемов, ни способов планировки. Они продолжают вычерчивать свои готические планы, строить, как их предшественники, ставить остроконечные крыши на свои строения, увенчивать их выходящими наружу трубами, делать низкие портики, защищенные от дождя, окна с импостами, множество узких лестниц, большие прекрасно освещенные залы для приемов и маленькие жилые комнаты; они продолжают уделять мало внимания симметрии, фланкировать свои жилые дома башнями или павильонами, думать о защите, создавать возможность изоляции, в случае необходимости, одного здания от другого, прорезать световые проемы, по своим размерам соответствующие помещениям, которые они должны освещать. А аристократия, любительница искусств, рукоплещет, видя на фасадах своих дворцов колонны и портики в итальянской манере, арабески и кариатиды; и вот все начинают утверждать, а другие продолжают бессмысленно повторять, что эти здания представляют собой произведения всяких там Джокондо, Россо, Приматиччо и Серлио!


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41