О стиле и композиции

Каждый согласится с Альцестом, но, тем не менее, это не мешает всяким Оронтам продолжать сочинять пошлые сонеты, а архитекторам покрывать свои здания украшениями, не имеющими ни смысла, ни стиля.

Нам теперь стали чужды простые и искренние мысли, заставляющие художника вкладывать стиль в свои замыслы. Следовательно, необходимо, по моему мнению, определить составные элементы стиля и главным образом избегать двусмысленностей и пустых фраз, лишенных смысла и повторяемых с глубоким благоговением, которое большинство питает к непонятному. Нужно сделать идеи осязаемыми, придать им лицо, если желательно их распространить. Если мы хотим внушить понимание того, что такое стиль в форме, нужно схватывать форму решительно и брать ее в ее простейших выражениях. Обратимся же к одному из примитивных искусств, которые прежде других вошли в обиход у всех народов, как отвечающие первой необходимости, — хотя бы искусство медника. Сколько лет понадобилось человеку для того, чтобы научиться тонкой ковке меди, чтобы сделать из нее листы и создать из этик листов сосуд, способный содержать жидкость, это нас мало интересует. Мы берем это искусство в тот момент, когда человек узнал, что если ударять по листу меди определенным способом, то можно его ковать и придать ему форму сосуда. Для достижения этого результата работник нуждается лишь в куске железа, служащем наковальней, и в молотке. Он может, таким образом, ударять по листу меди, изгибать его и из плоского ровного листа получать полое тело. Он оставляет плоское круглое дно у своего сосуда для придания ему устойчивости, когда он наполнен. Чтобы жидкость не проливалась, когда сосуд передвигают, он уменьшает его верхнее отверстие, а затем сразу расширяет его, чтобы из него удобнее было наливать жидкость; следовательно, самая естественная форма, подсказанная способом производства, — это форма, изображенная на рис. 21. Нужно иметь возможность держать этот сосуд, — работник при помощи заклепок присоединяет к нему ручки. Но так как сосуд нужно опрокинуть, когда он пуст, для того чтобы его просушить, работник заботится о том, чтобы эти ручки не переходили за верхний край сосуда. Таким образом, сделанный способами, заложенными в самом производстве, этот сосуд имеет стиль: 1) Потому что ясно показывает свое назначение, 2) потому что его изготовление обусловлено примененным материалом и способом производства, вытекающим из природы этого материала, 3) потому что полученная форма соответствует материалу, из которого сделан предмет, и его назначению. Этот сосуд имеет стиль, потому что человеческий разум точно подсказал форму, отвечающую его назначению. Но сами медники отступают от правдивой и правильной линии из желания делать лучше и иначе, чем их предшественники. Появляется второй медник, который хочет изменить форму первобытного сосуда, чтобы соблазнить покупателя прелестью новизны; он делает несколько лишних ударов молотком и закругляет брюшко сосуда, который все до тех пор находили хорошим (рис. 22). Действительно, форма нова, и весь город стремится приобрести сосуды, изготовленные вторым медником. Третий медник, видя, что закругление брюшка медного сосуда нравится его согражданам, идет еще дальше и делает третий сосуд (рис. 23), и нет ему отбоя от покупателей. Этот последний мастер, потеряв из вида принцип, безрассудствует вволю: он присоединяет к своему сосуду увеличенные ручки и объявляет, что это последнее слово вкуса. Этот сосуд уже нельзя опрокидывать, чтобы стекала жидкость, не погнув при этом ручек, но все в восторге, и третий медник слывет за прекрасного мастера, усовершенствовавшего свое искусство, тогда как он в действительности лишь отнял у формы присущий ей стиль и создал неуклюжий и сравнительно неудобный предмет.


Эта история медного сосуда приложима к стилю во всех искусствах. Искусства, перестающие выражать назначение, удовлетворять которому является их целью, природу примененного материала и способ его выделки, утрачивают стиль. Стиль архитектуры времен римского упадка и XVIII века заключается в отсутствии стиля. Можно говорить, поскольку это принято, о стиле искусств Византийской империи, о стиле царствования Людовика XV, ню нельзя сказать: искусства Византийской империи, искусства эпохи Людовика XV обладают стилем, ибо их недостаток (если его считать таковым) заключается именно в пренебрежении стилем, поскольку они обнаруживают явное презрение к правдивой форме, соответствующей как самому предмету, так и его применению. Если бы римская матрона времен республики появилась в салоне, полном женщин, одетых в фижмы и кринолины, с напудренными волосами и целым сооружением из перьев и цветов на голове, то костюм римской дамы показался бы странным; тем не менее, ее одежда имела бы стиль, тогда как платья с кринолинами были бы в стиле того времени, но не имели бы стиля.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41