Об архитектуре римлян

В пределах отрады терм — сад, освежаемый фонтанами, со скамьями и экседрами для лиц, желающих отдохнуть и побеседовать; открытые помещения для риторов и философов. Большие открытые аллеи для желающих совершать моцион на открытом воздухе, но вне городского движения; закрытые залы для академических диспутов; палестры или гимнасии под открытым небом, где упражняются в различных играх; залы лекций (академии), закрытые со всех сторон и защищенные сверху; портики для руководителей упражнениями на случаи, если они захотят уединиться от шума палестр; кладовые для хранения песка, нужного борцам, масла, простынь, дров и т. д. Большие площадки под открытым небом, или ксисты, для игр, требующих простора, как, например, игры в мяч, метания диска; скамьи для зрителей этих игр; многочисленные жилые помещения для служителей.

Все эти различные служебные помещения находятся вокруг основных зданий терм и рядом с ними; резервуары для воды; в самом заведении один или несколько вестибюлей, в зависимости от числа входов; помещения, где оставляют одежду на хранение особым рабам; примыкающие к ним раздевальни; помещения, в которых умащивают тело маслом после горячей ванны, перед тем как войти в открытые гимнасии; помещения, предназначенные для собеседования; обширный крытый бассейн с холодной водой, непосредственно сообщающийся с вестибюлем; теплые бани, теплый зал, достаточно поместительный, чтобы заниматься в нем различного рода упражнениями, с местами для зрителей; сильно нагретый зал, предшествующий горячим! баням, которые представляют собой обширный бассейн с горячей водой, достаточно глубокий для плаванья в нем; меньший бассейн — для желающих принимать ванны отдельно от остальной толпы. По соседству — теплый зал и теплые бани, чтобы выходящие из кальдария (горячих бань) могли постепенно перейти из горячей температуры на свежий воздух; прохладные залы для создания этого постепенного перехода; залы для упражнений после ванн; помещения для собеседования, для риторов, для философов; закрытый нагретый зал перед входом в судаторий (парильню), т. е. помещения, нагретые до высокой температуры, регулируемой по желанию, где имеется бассейн с горячей водой, резервуары, паровая баня, печи и т. д.; зал для обучения гимнастике; библиотеки.

Эта программа не только подразумевает сооружение, своими размерами превосходящее самые значительные из известных нам зданий, но, кроме того, требует особой планировки. В нем объединены функции, одновременно и чрезвычайно обширные и весьма ограниченные; оно требует от архитектора распределения в одном месте помещений, совершенно различных как по площади, так и по высоте. Другими словами, оно представляет серьезнейшие трудности, которые архитектор должен преодолеть. И что же? Конструкторы, строящие казарму по самому простому, я бы сказал наивному, расчету, выполняют эту программу, полную стольких трудностей, с неподражаемым искусством, точностью, уверенностью в решениях.

И при этом они достигают удовлетворения всех этих разнообразных запросов, в точности соблюдая строгий и логический принцип.

Возьмем те из римских терм, которые подверглись наиболее подробному изучению и в которых имеются все только что перечисленные служебные помещения. Возьмем термы Антонина Каракаллы, восстановленные с такой тщательностью и осторожностью нашим незабвенным профессором, ученым, но скромным Блуэ. Рассмотрим план этого сооружения (табл. IV). Пользуясь местоположением участка, архитектор выбрал обширное плато ABCD. Впереди, со стороны входа G, находятся кабины для отдельных ванн с отлогими лестницами и портиками. Эти ванные комнаты с прямыми цилиндрическими сводами занимают два этажа и расположены наподобие камер в казармах преторских лагерей; при каждой из них в соответствии с программой имеется предбанник и сравнительно большой бассейн, достаточно поместительный для нескольких человек. За ограду терм проникают через большой открытый главный вход в центре, обозначенный буквой G, а также через несколько второстепенных открытых входов, расположенных вдоль палестр. Перейдя за порог входа, можно тотчас же заметить в середине огромного пространства, занимаемого садами, аллеями и т. п., ансамбль главных служебных помещений этого заведения. Этот ансамбль представляет собой симметричную массу; архитектор решил, что второстепенные служебные помещения должны быть в удвоенном количестве во избежание тесноты, тогда как главные служебные помещения в виде огромных зал могли быть в ординарном числе, ибо вообще в очень больших пространствах не может быть тесноты, как бы велика ни была толпа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22