Об архитектуре римлян

Но, кроме того, не в этом дело; сосредоточим наше внимание на совершенной композиции этого плана, общее расположение и детали которого я только что описал. Заметим, как искусно распределены различные служебные помещения в основной массе плана; бросим взгляд на этот план, посмотрим на ориентировку; мы видим, что архитектор поместил все горячие залы, вынося их на юго-восток, что он сконструировал обширную ротонду кальдария так, что она выступает за пределы квадратного плана более чем на половину своего диаметра и благодаря этому согревается солнечными лучами во всякое время дня. Мы видим, далее, как на таком большом пространстве архитектор экономит территорию, как искусно он нанизывает помещения одно на другое, используя все пустоты, которые дает ему конструкция; как он подпирает эту груду строений, причем опорой для более обширных и высоких служат меньшие по площади и по высоте. Мы видим, как хорошо отведен распор сводов; как этот план ясен и легко читается; как каждая из его частей занимает лишь то пространство и место, которые ей подобают. Как искусно предусмотрены выходы! Они широки и многочисленны там, где может скопиться толпа, и невелики, извилисты и глубоки, образуют своего рода тамбуры в тех местах, где могут появиться неприятные и опасные сквозняки. У каких народов римляне заимствовали столь стройную композицию планов? У самих себя, исключительно удовлетворяя свои собственные запросы. Как строили они эти скопления зданий, объединенных в общий ансамбль? Самым простым и экономичным способом, соответствующим их социальному устройству. Для этих стен, для этих огромных столбов тесаный камень является совершенно непригодным материалом. Здесь римляне не могли его использовать вследствие трудности и дороговизны его доставки и вследствие того, что его отеска, переноска и укладка на место потребовали бы слишком значительного времени; они применяют только кирпич и бетон. Стены состоят из треугольных кирпичей, укладываемых длинной гранью наружу; заполнением служит бетон из крупной гальки и прекрасного раствора. Впрочем, местами, как бы для исправления конструкции, для выравнивания стен, уложены блоки из больших кирпичей на расстоянии 1,34 м один от другого. Разгрузные арки из кирпича, вкрапленные в конструкцию, распределяют нагрузку на основные точки опоры. Что касается сводов, то головные арки состоят из больших кирпичей, обычно уложенных в два ряда, и заполнения из бетона, состоящего из раствора и пемзы. Но, чтобы надежно утрамбовать этот бетон на дощатой опалубке кружал, конструкторы сначала укладывали на эту опалубку один над другим два ряда широких кирпичей плоской стороной, образующих как бы замощенные дуги под этими сводами.

После того как была спроектирована и осуществлена эта простая и экономичная конструкция, быстро выполнимая, архитекторы воздвигли портики с мраморными колоннами и антаблементами; стены и столбы — облицованные, по крайней, мере внутри здания, до известной высоты мраморными плитами; что касается сводов и тимпанов в глубине ниш, то они покрыты штукатуркой и мозаикой. Таким образом, эта огромная масса кирпича и бетона покрыта роскошной облицовкой из драгоценных материалов, живописью и мозаикой, состоящей из смальты разных цветов. Во всех помещениях мозаичные полы из мраморных плит уложены на настил из кирпичей двойной величины, поддерживаемый косыми рядами маленьких столбиков; эти мраморные полы не только сухи и полезны для здоровья, но их, кроме того, можно подогревать снизу посредством струй горячего воздуха, выпускаемого печами.

Наши дорогие способы строительства, ненужные груды камня, которые мы нагромождаем в наших зданиях, а рядом с этой роскошью — крайняя бедность деталей внутренней отделки, гипс, картон, представляют собой поистине варварские методы по сравнению с простыми, естественными и рациональными конструктивными приемами римлян. Мы укладываем ценой огромных расходов камень на камень в наших зданиях, мы применяем всевозможные способы их отески и резьбы. Мы пользуемся нашими карьерами, как будто они неисчерпаемы, для постройки зданий, незначительных по размерам, и когда растрачиваем столько усилий на применение ненужных и бесполезных материалов для возведения стен, вечно сырых в нашем климате (так как камень — слишком хороший проводник влаги), нам уже не хватает средств на украшение и отделку этих дорогих зданий прочными и красивыми материалами. Тогда мы прибегаем к гипсу, картону, легким сортам дерева и таким образом покрываем лохмотьями драгоценное тело, ценность которого, однако, для всех скрыта и бесполезна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22