Об архитектуре римлян

Поскольку мы претендуем на то, что мы римляне, что мы обязаны римлянам нашим искусством, что их архитектура является матерью нашей архитектуры, мы должны были бы подражать им по крайней мере в том, что они создали мудрого и разумного, а не воздвигать из камня здания, которые они так продуманно строили из бетона и кирпича, меньше заниматься их архитектурными формами, больше внимания уделяя их конструкции, так идеально соответствовавшей этим формам, быть искренними, как они, и не обманывать самих себя, подражая их архитектуре, если мы не больше их обладаем средствами выполнения. Не следует думать, что эта замена материалов ведет нас к одним лишь бесполезным расходам, что ее недостаток лишь в непонимании принципов; она имеет другие, более важные отрицательные стороны, важные для всех. Большие римские здания, построенные описанным нами способом, состоящие из искусно сгруппированных служебных помещений, экономно распределенных так, что для самых маленьких используются промежутки между опорами, необходимыми вследствие высоты или длины больших зал, обладают достоинством, о котором я еще не говорил: дело в том, что в этих громадных зданиях сохраняется ровная, достаточно высокая температура, которая была бы весьма ценной в таком климате, как наш. В Риме имеется огромное здание, у которого общий план и система конструкции напоминает большие залы терм, — это собор св. Петра. В этом сооружении, пространственный объем которого превышает по кубатуре пространственные объемы всех остальных известных зданий, температура, как летом, так и зимой, приблизительно одинаковая, воздух в нем мягкий и прохладный, но не сырой летом, теплый и сухой зимой. Это зависит не только от плана, составленного по римскому образцу, но и от системы конструкции. Толстые кирпичные стены с заполнением не пропускают извне ни жару, ни холодную сырость; они как бы играют роль нейтрального заслона от наружной температуры.

Во Франции в наших каменных зданиях жить опасно для здоровья вследствие того, что стены их и летом остаются холодными, зимой же они буквально ледяные.

Рассматривая вертикальные проекции и разрезы терм Каракаллы, мы видим в них колоссальные проемы, в которые прежде были вставлены бронзовые рамы со стеклянными или алебастровыми пластинками или же просто с решетками. Но мы замечаем в то же время, что эти световые отверстия обращены к точкам тори зонт а, дающим максимальное количество солнечного тепла, тогда как расположение их в сырых и холодных местах тщательно избегается. Римляне, действительно, придавали большое значение ориентации зданий. Витрувий неоднократно возвращается к этому предмету в своем трактате; он даже указывает способ планировки городских улиц, обеспечивающий удобства жилых домов и устраняющий сквозняки. Он говорит в I главе VI книги: «Частные дома будут расположены правильно, если первым делом принято во внимание, в каких странах и под каким наклоном неба они строятся. Ибо одного рода дома следует строить в Египте, другого — в Испании, особенным образом в Понте, по-иному в Риме...

Из этого следует, что на севере надо строить дома со щипцовыми крышами и как можно более сомкнутыми, и отнюдь не открытыми, но обращенными на теплую сторону. Напротив, в южных странах, где под действием солнца дома чрезмерно нагреваются, их надо делать более открытыми и обращать их к Септентриону и к Аквилону. Итак, вред, наносимый природой, должно исправлять искусством».

Между тем, римляне, став властителями мира, повсюду применили тот же вид конструкции, так как их методы, действительно, были везде применимы; ко они продуманно проектировали свои помещения, целесообразно располагая проемы, пропускавшие свет, тепло и прохладу, в зависимости от местоположения зданий.

Прежде чем расстаться с термами Антонина Каракаллы, я попытаюсь дать вам представление об этих обширных и красивых постройках, показав современное состояние развалин одного из больших внутренних помещений  (табл. VI) и реставрацию той же части терм (табл. VII). Я выбрал для этого примера фригидарий, обозначенный на плане буквой Е, — один из наиболее оригинальных и грандиозных замыслов этого великолепного ансамбля. Виды (современное состояние и реконструкция) взяты с той же точки W. На этом примере легко убедиться в правильности того, что мы говорили об архитектурных приемах римлян: того, что конструкция, по существу, не связана у них с декоративным убранством, что эта конструкция может быть воздвигнута и действительно воздвигается прежде всего, а затем, уже после того как постройка возведена, архитектор-художник приступает к ее украшению. На табл. VII, где изображена реконструкция фригидария под открытым небом, мы видим над тремя большими сводами проемы, освещающие среднее помещение F, т. е. тепидарий, расположенный под арками тройного крестового свода, перекрывающего этот зал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22