Об архитектуре римлян

Следовательно, малый коринфский ордер ставится рядом с большим коринфским ордером; их части, их профили почти одинаковы; один является лишь уменьшенной копией другого. Вследствие этого большой ордер кажется колоссальным, а малый имеет вид карлика. Насколько римляне плодовиты и изобретательны в своих конструкциях, настолько же скудна их изобретательность в отношении декоративного убранства; все эти проявления роскоши еще сильнее подчеркивают бедность их вкуса или, вернее, их равнодушие в этой области, так как чем ценнее применяемые материалы, тем более разнообразные формы требуются для их отделки. В термах римлянин остается во всем и вполне римлянином, а то, что он заимствует у греков для украшения этих обширных заведений, носит в общем слишком второстепенный характер, чтобы долго останавливаться на этих деталях.

Вероятно, грек, призванный для внутреннего декоративного убранства терм, был в весьма затруднительном положении и не знал, как ему поместить среди этих огромных римских бетонированных массивов свою хрупкую архитектуру, основанную на принципах, противоположных искусству римских конструкторов; но все же нужно признать достоинства римских архитектурных украшений, ибо в них есть свое величие. На рис. 16 можно видеть, как римляне умело покрывают свои кирпичные и бетонированные постройки великолепной облицовкой, как они прячут простую, но при этом вполне рациональную, конструкцию под слоем штукатурки и живописи и как они умеют сочетать ценные материалы, применяемые ими для облицовки цоколей зданий, входящих в композицию ордеров, с покрывающей их штукатуркой и живописью. Я полагаю, что образцы, приведенные на рис. 16 и табл. VII, помогут выявить эти качества.


Но не во всех римских зданиях мы видим такое самодовлеющее применение этих средств. Их декоративное убранство и их конструкция не всегда так независимы одно от другого: имеются такие, как, например, базилика, у которых планы, конструкция и декоративное убранство — не что иное, как продукт греческой традиции. В них, по крайней мере, принципы обоих искусств не находятся во взаимном противоречии. Базилика служит для нас предметом изучения, к которому мы должны отнестись с надлежащим вниманием, ибо мы скоро увидим, во что это сооружение превращается у западных народов и как оно становится в средние века одним из наиболее распространенных видов архитектуры.

Если архитектура римлян мало разнообразна в отношении декоративной оболочки, в которую они облекают свои постройки, то никакая архитектура не была столь продуктивна в разработке планов и конструкции зданий.

Различие программ римских сооружений, воплощавшихся архитекторами, определило четкость и резкую дифференциацию решений. Римские термы нельзя принять за театр, или театр за базилику, или базилику за храм. С внешней стороны их здания всегда являются лишь оболочкой внутреннего содержания; их планы всегда отвечают определенному назначению, и никогда они не жертвуют этим принципом ради ребяческого желания создавать то, что теперь называется архитектурой. На первом плане — наиболее простое и точное воплощение программы, а затем — уменье придать формам, продиктованным определенными запросами, величественный и богатый внешний вид. Если программы неясны, если потребности, которые они выражают, недостаточно строго определены, как, например, в базиликах, представляющих собой смешанные здания, — галереи, товарный и денежный рынок, трибунал, место собраний и диспутов, залы для ожидания, — то мы видим, что архитекторы изменяют свои планы и по-разному толкуют эту программу; но когда им дают твердую программу, ставящую определенные требования в отношении ансамбля и деталей плана, тогда мы видим в сооружениях, выполненных по этому плану, те почти неизменные формы, преимущества которых показала практика.

Таковы, например, амфитеатры, цирки, театры. Возьмите римский Колизей, амфитеатр в Вероне, арены в Ниме и в Арле. Общее расположение, план, наружный вид этих сооружений одинаковы. Одни и те же конструктивные приемы были применены при их постройке. Амфитеатры, или по крайней мере цирковые представления, римляне заимствовали у этрусков; в Греции они распространились лишь после присоединения к Риму. Во времена Гракхов в Риме довольствовались для цирковых игр устройством деревянных сидений, возведением помостов; народ размещался, где мог. Но при императорах пожелали придать этим сооружениям постоянный характер, а главным образом поместить в их стенах огромное количество зрителей, отведя каждому удобное место, с которого он мог бы видеть арену.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22