Об архитектуре римлян

Назначение амфитеатров достаточно известно, но мы все же напомним здесь о нем: они строились для того, чтобы большая толпа зрителей могла видеть борьбу гладиаторов и зверей и даже морские битвы. «Этруски, — говорит Катремэр де Кэнси в своем «Историческом архитектурном словаре» («Dictionnaire historique d'Architecture»), — склонные ко всем религиозным суевериям, по-видимому, вкладывали в них всегда мрачный смысл, придавали им жестокий и свирепый характер и вносили в них страшные предрассудки. Гром, молнии, обычные стихийные бедствия — все это казалось им проявлением гнева раздраженных богов, которых можно было умилостивить одной лишь кровью. Эти суеверные идеи, очевидно, положили у них начало кровавым состязаниям, которые у этрусков не были, как позднее в Риме, простым развлечением праздной и жестокой толпы. В Этрурии главная роль в этих играх принадлежала религии, и религия воздвигала там амфитеатры».

Эти примитивные амфитеатры италийских народов представляли собой просто углубления, вырытые в земле и окруженные откосами, служившими сиденьем для зрителей,— таков амфитеатр, остатки которого мы видим в Пестуме; иногда перед началом игр устанавливались помосты. Эти примитивные сооружения послужили для римлян образцом при возведении громадных каменных зданий, ибо нужно заметить здесь мимоходом, что хотя всесильные римляне заменили простые земляные насыпи или деревянные ступени каменными постройками, но примитивные формы этих земляных насыпей строго сохранялись. Греческие театры обычно расположены на склонах холмов; греки выбирали благоприятное местоположение, высекали в скале ярусы и лестницы театра, добавляли деревянные части и строили сцену частью из камня, частью из дерева. Таков был театр в Сиракузах, от которого сохранились еще сиденья, высеченные уступами в скале, таков был театр в Эфесе. Но у греков не было амфитеатров, и варварские зрелища, для которых предназначались эти сооружения, не соответствовали мягкому духу этого народа, увлекавшегося драматическим развитием страстей в поэтическом вымысле, но не варварской реальностью убийства. Римляне, напротив, были жадны до кровавых зрелищ этрусков, — может быть, вначале под влиянием некоторых религиозных идей, — но вскоре эти зрелища сделались просто времяпрепровождением и развлечением праздного населения больших городов. Между тем, они, как и всегда, сумели придать этим сооружениям, впервые появившимся у фанатических народов, правильный, как бы официально утвержденный план, прекрасно отвечавший своему функциональному назначению, устранявший беспорядок и смятение, ибо, допуская жестокие инстинкты плебса и даже разделяя их, римляне все же требовали, чтобы во время проявления этих инстинктов сохранялся порядок и чтобы все происходило на глазах их магистратов. В этом заключался один из способов управления. Римляне не старались улучшать нравы народов, внушать им человеческие чувства, но хотели регулировать и направлять их варварские инстинкты. Они не пытались подавлять грубые страсти толпы, — они лишь хотели направлять их при помощи определенных законов порядка и общественной безопасности; они предпочитали время от времени сами давать пищу этим варварским инстинктам, чтобы не допустить их стихийных проявлений на форуме.

Самый обширный из когда-либо существовавших амфитеатров — это амфитеатр в Риме, известный под названием Колизея, вмещавший до ста двадцати тысяч зрителей. Между тем, постройка Колизея была начата и закончена двумя наиболее гуманными и просвещенными римскими императорами, Веспасианом и его сыном Титом, и при этом работы велись с такой поспешностью, что утверждают, будто они были закончены в два года и девять месяцев. Эти два императора причисляли, следовательно, амфитеатры к общественно-полезным сооружениям, возведение которых было весьма важно для города Рима. Как бы велика ни была любовь императоров к обширным и великолепным сооружением, все же трудно допустить, чтобы два наиболее мудрых из них пожертвовали колоссальные суммы на столь спешную постройку здания, если бы потребность в нем не превратилась, действительно, в неотложную необходимость.

Первые амфитеатры италийских городов представляют собой не что иное, как насыпи, расположенные вокруг круглой или эллиптической арены. На вершине этих насыпей помещались деревянные помосты, чтобы наибольшее число зрителей могло видеть кровавые игры, происходившие на дне этого обширного углубления. Чтобы разместиться на откосах, зрителям необходимо было подняться на вершину холмов, а затем снова спуститься по их склонам. Подобные земляные насыпи, помимо этого неудобства, имели еще тот недостаток, что занимали огромную площадь, ибо необходимо было придать этим холмам с наружной стороны наклон по меньшей мере в 45° во избежание обвалов и для обеспечения возможности толпе подняться на их вершину. Следовательно, для получения арены, диаметр которой, включая площадь для игр и для публики, был бы равен АВ, А1В1(рис. 17), нужно было пожертвовать всем пространством ВС, DA, A'F. В1Е. Между тем, как я уже говорил, при всем широком размахе римлян в расположении своих сооружений, они, пожалуй, первые начали ценить земельные участки и старались, правда, без излишней скупости, ограничивать свои сооружения пространством, лишь действительно необходимым для их функций. Мы уже видели, как в термах экономно распределена площадь, занимаемая строениями и различными служебными помещениями. В самом Риме, уже в последний период республики, население было настолько скученно, а общественные сооружения так велики и многочисленны, что поневоле пришлось ограничить самыми необходимыми пределами площадь, отведенную жилым домам и зданиям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22