Об архитектуре римлян

Ступенчатая конструкция амфитеатра Веспасиана Флавия (римский Колизей) первоначально увенчивалась деревянной галереей или портиком, специально отведенным для женщин; но впоследствии эта галерея сгорела и была восстановлена Гелиогабалом и Александром Севером, выстроившими ее из мрамора с деревянным перекрытием. От этого верхнего портика в настоящее время остались лишь одни обломки колонн и капителей. Нет ни одного архитектора, который не знал бы Колизея по крайней мере по чертежам и гравюрам, в особенности — по замечательной работе одного из наших собратьев Дюка (Du), проделанной им! в Риме над этим колоссальным памятником. Здесь было бы излишне давать подробное описание, которое не может заменить даже самых несовершенных планов; поэтому я остановлюсь лишь на некоторых общих приемах планировки, могущих дать понятие о методах работы, которыми пользовались римляне при выполнении твердо установленной программы. Что сразу поражает при первом взгляде на план римских амфитеатров — это эллиптическая форма, придававшаяся арене, а следовательно, и окружающим ее ярусам мест для зрителей. Эта форма плана, несомненно, была вызвана какими-нибудь серьезными соображениями, ибо было бы значительно проще спроектировать круглый план вместо эллиптического, и выполнение его было бы легче. Провести перегородки, делящие лестницы и несущие ярусы, к фокусам эллипса представляло трудность, которой строители постарались бы избежать, гели бы она не вызывалась настоятельной необходимостью.

В римских театрах ступени расположены полукругом перед сценой. Казалось бы, что для возведения амфитеатра достаточно было соединить две ступенчатых конструкции театра, т. е. образовать полный круг; таким образом, обе орхестры составили бы центральную арену. Но заметим, что в римском и греческом театрах сцена не представляет собой точку: это — удлиненная площадь, к которой направлены взоры зрителей. Актеры непременно размещались на этой сцене, которая была значительно больше в длину, нежели в глубину.

На арене амфитеатра все происходило иначе. Если бы арена была круглой, то эта форма всегда возвращала бы зрелище в центр, а ввиду того, что на это пространство выпускалось значительное число людей и животных, необходимо было, во избежание беспорядка и смятения, предоставить актерам этих кровавых драм удлиненное пространство, которое, по самой своей форме, принуждало актеров (впрочем, актеры не могли вести представление по своему усмотрению, поскольку оно часто превращалось в ужасную свалку, в которой главную роль играли дикие звери) разделяться и рассеиваться по арене.

Толпа зрителей, вместо того чтобы сконцентрировать свой взгляд на одной точке, могла, таким образом, охватить им сравнительно широкое пространство. Борьба развертывалась на более обширном поле и происходила в более благоприятных условиях. Если выпускали для борьбы два отряда людей, то продолговатая арена была более удобна, чем круглая, для диспозиции этих маленьких сражений; к тому же амфитеатры и театры предназначались не только для публичных игр и сценических представлений: в них собирали народ, когда нужно было сообщить ему какое-либо важное известие, обратиться к нему с речью или произвести выборы, короче говоря, всякий раз, когда представлялся случай собрать народ, а эти случаи были нередки при политической системе римлян.

Итак, для амфитеатров была принята эллиптическая форма ввиду ее большего удобства как для игр, так и для обращений к народу и народных собраний. Такое расположение, заметьте, уже не меняется после того, как было установлено, что оно обладает, очевидно, наибольшими преимуществами; я намеренно останавливаюсь на нем, чтобы выявить преобладающие черты римского сооружения, явно представляющего собой лишь результат тщательного и точного соблюдения всех запросов, которым оно должно удовлетворять. Основной план римского сооружения никогда не подчиняется тем правилам, которые в наши дни пытаются выдать за законы архитектуры и которые в действительности чаще всего лишь препятствуют и обременяют. Сооружение такого обширного здания, как Колизей, по эллиптическому плану представляет тысячи затруднений. Прежде всего — трудности чертежа, затем — планировки и далее — постройки, трудности ансамбля и деталей, тогда как, чтобы построить такого рода здание по круглому плану, достаточно спроектировать на бумаге или на строительном участке один его отрезок, одну четверть, одну восьмую или одну шестнадцатую ансамбля. При эллиптическом же плане необходимо отдельно изучить определенное число этих отрезков, составляющих четверть эллипса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22