О принципах западной архитектуры в средние века

В этом искусстве проявил себя гений, присущий французской нации, гений, чуждый как древним цивилизациям, так и цивилизациям Италии и Германии нового времени. До того момента как во Франции возникла светская школа, в архитектуре еще можно найти следы римского и византийского искусства. Конструкция в собственном смысле и декоративные детали ведут свое происхождение от античной древности, и если чувствуется влияние западного вкуса, то это влияние недостаточно энергично, чтобы устранить еще живые традиции. Религиозные учреждения могли, лишь сохраняя эти традиции, внести в них некоторые изменения. Светская школа конца XII века всецело порывает с ними, заменив их рационалистическими принципами. Эти принципы можно резюмировать так: уравновешивание конструкций при помощи противопоставления активным силам активного сопротивления; внешний вид, вытекающий исключительно из структуры здания и материальных потребностей; украшения, заимствованные только из местной флоры; статуарная скульптура, стремящаяся к подражанию природе и ищущая драматической выразительности. Чтобы понять что-нибудь в архитектуре французской светской школы, нужно сначала основательно уразуметь эти принципы.


Проследим это подробнее: на рис. 48 изображены поперечный разрез и фрагмент плана римского зала, предположим, базилики Константина. Стены этого зала построены целиком из щебня на растворе с облицовкой из  кирпича, они покрыты штукатуркой, за исключением колонн и их мраморных антаблементов, являющихся фактически лишь декоративными деталями, так как здание может стоять и без поддержки этого, расположенного внутри него, большого ордера. Центральный неф А состоит из ряда крестовых сводов, построенных по римскому методу, т. е. из двух пересекающихся полуцилиндров. Эти своды построены из щебня на растворе и представляют собой, таким образом, монолитную массу, лишенную упругости, пассивную, подобную гигантскому панцирю, высеченному из одного каменного блока. Между тем, нужно было подпереть эти своды, ибо их колоссальный вес вызвал бы трещины и растрескавшийся свод распался бы на куски, если бы он не был зажат между устойчивыми массами. Поэтому непосредственно под пятами гуртов овода были воздвигнуты контрфорсы В, прорезанные в своей нижней части аркадой С, и между этими контрфорсами, возвышающимися до D, перекинуты цилиндрические своды, также из щебня на растворе, перекрывающие пространства ВВ и В1В1, несущие плоские крыши F и дающие возможность устроить просветы G под центральным сводом. Стена I, также прорезанная проемами, представляет собой лишь ограждение, не несущее никакой нагрузки. Если мы лишим эту конструкцию всего, что не имеет непосредственного значения для ее полной устойчивости!, мы можем, как это показывают план и левая часть разреза, свести внутренние устои к одной вертикальной опоре H, увеличить пролеты К, упразднить большой ордер и перебросить аркбутан L в местах приложения распора высоких сводов, отводящий этот распор на контрфорсы М. В этом, в сущности, и заключается конструкция.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36