О принципах западной архитектуры в средние века

Мы умеем тонко рассуждать и прибегаем только к нашему рассуждению, не заботясь о традициях, об освященных формах. Ввиду того что диагональные арки, естественно, являются самыми длинными и имеют наибольший диаметр, мы оставляем их полукруглыми, и для того чтобы уменьшить распор других арок, а также чтобы поднять их вершины приблизительно до уровня замкового камня диагональных арок, мы намечаем подпружные арки, архивольты и пристенные арки при помощи двух отрезков дуги, пересекающихся на той высоте, которую мы пожелаем им придать. Таким образом, мы не ограничены необходимостью возводить крестовые своды лишь по квадратному плану, т. е. своды, создаваемые путем пересечения двух равных или почти равных цилиндров. Всякое здание, представляющее собой в плане параллелограм, четырехугольник, треугольник, правильный или неправильный восьмиугольник, может быть перекрыто сводом по нашему способу. Мы освободились от правил, продиктованных римлянами и в большей или меньшей степени соблюдавшихся романскими архитекторами. Я вполне допускаю, что можно отдать предпочтение схеме поперечного разреза базилики Константина при сравнении ее со схемой аналогичного зала, построенного в конце XII века. Последняя концепция отличается большей сложностью, требует более искусных комбинаций, более напряженного рассуждения, но разве от этого она становится более варварской? Из схемы поперечного разреза базилики Константина мы не сможем создать ничего иного, кроме схемы поперечного разреза базилики Константина. Это — законченное искусство, совершенное, если хотите, но не поддающееся изменениям, неподвижное; оно сказало свое последнее слово, тогда как из комбинаций, которые дает разрез, изображенный на рис. 49, можно вывести бесчисленные варианты по той причине, что равновесие сил дает нам все комбинации, какие только можно вообразить, и открывает нам всё новые пути.

Нет необходимости повторять здесь то, что мы уже говорили в другом месте, напоминать о принципах, уже подробно описанных *. Рассмотрим формы этой новой архитектуры, принадлежащей западной светской школе конца XII века. В конструкции зданий этой эпохи видно стремление к замене традиционных методов методами, основанными на разумном суждении, но то же обнаруживается и в формах и в украшениях. Мы видели, что греки применяли только вертикальную опору, вертикально нагруженную монолитным архитравом. Мы знаем, что римляне долгое время пользовались аркой и архитравом, не заботясь о согласовании этих двух противоположных принципов, что с помощью греков они ввели к концу империи применение арки, поставленной непосредственно на колонну, но не сочетали при этом обоих принципов воедино. Романская школа уже сделала большой шаг вперед, пытаясь найти комбинации, в которых колонна играет подчиненную роль по отношению к арке и является не более, как второстепенным аксессуаром  (см. табл. XI). У первых готических архитекторов арка всецело господствует над вертикальной опорой; она не только доминирует в конструкции, но ей подчиняется и форма; вся архитектура обусловливается аркой. Правда, римляне неоднократно подчиняли свою конструкцию арке, своду, но, повторяю, всякая опора в их архитектуре представляет собой инертную массу, и их сводчатые сооружения как бы высечены из одного блока, как бы сформованы в огромной форме, тогда как архитекторы XII века наделяют каждую часть сооружения особой функцией. Колонна, действительно, несет, и если ее капитель расширяется, то это для того, чтобы нести нагрузку; если профили и украшения этой капители сильно увеличены, то это потому, что это увеличение необходимо. Если своды делятся на несколько арок, то это потому, что все эти арки являются элементами, выполняющими определенную функцию. Каждая вертикальная опора устойчива постольку, поскольку она подперта и нагружена; распор каждой арки встречает сопротивление другого распора, который его гасит. Стены исчезают, они становятся лишь ограждением, а не несущими частями. Вся система состоит из арматуры, сохраняющей устойчивость не благодаря своей массе, а посредством комбинирования наклонных усилий, взаимно поглощаемых. Свод не представляет собой корки, панциря из одного куска, но является остроумной комбинацией усилий, работающих активно и распределяющихся на определенные опоры, поставленные для их воспринятая и отвода в землю. Профили и орнаменты высекаются так, чтобы облегчить понимание этого механизма. Эти профили точно выполняют полезную функцию; с наружной стороны они предохраняют части стены, давая сток дождевой воде, для чего применены самые простые профили. С внутренней стороны их мало, они лишь акцентируют этажи или свободно развертываются, образуя выступы и напуски. Эти украшения состоят исключительно из мотивов, взятых из местной флоры, ибо архитекторы хотят брать лишь свое, ничего не заимствуя у прошлого и у чужеземных искусств. Эти украшения выбраны в зависимости от занимаемого ими места, всегда хорошо видны, всем понятны, они подчиняются архитектурным формам, конструкции; они вытесываются на строительной площадке до своего размещения и занимают свое место как части, необходимые для целого.

* См. „ Dictionnaire raisonne...".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36