О принципах западной архитектуры в средние века

Но мы не всегда поступали так: у нас, как и у греков, было очень тонкое и очень развитое понимание эффекта; в поисках желательного силуэта мы любовно выращивали формы нашей архитектуры и долго считали, что здание чаще рассматривается с угла, чем с фасада. Греки любили архитектуру и, прогуливаясь по городу или идя по своим делам, любовались зданиями; поэтому они дорожили тем, чтобы вид этих зданий был приятен со всех сторон, а в особенности, чтобы они всегда имели удачный силуэт. Утверждают, что в те времена, когда мы были варварами, у нас также были эти слабости, свойственные художникам, но теперь, когда мы, как говорят, решительно являемся латинянами, здравомыслящими людьми, мы занимаемся своими делами, и нас уже не волнует силуэт здания; если мы хотим его видеть, чтобы быть в курсе того, что производит наша эпоха, то мы становимся против здания на линии оси его фасада, и горе архитектору, если одна сторона фасада не соответствует в точности другой стороне, ибо симметрия — это, пожалуй, единственное качество, к которому мы не равнодушны. Мало-помалу наши архитекторы отвыкли рисовать перспективные изображения зданий на бумаге, по крайней мере все свои графические эскизы они делают в виде геометрических проекций. Я не думаю, чтобы греки поступали таким образом, но наши средневековые архитекторы, несомненно, учитывали впечатление, производимое зданием со случайных точек; об этом говорят повороты углов, способ комбинирования углов, профилей карнизов, способ установки, например, восьмигранных пирамид на четырехгранные призмы. Об этом свидетельствует такое расположение отдельных частей, при котором они удачно выделяются в перспективе, хотя геометрический чертеж не может ни их показать, ни навести на мысль о их существовании.

У нас есть еще одно качество, общее с греками, но постепенно утраченное нами с тех пор, как мы вообразили себя римлянами; это—чувство формы. Наша светская школа XII и XIII веков обладала этим чувством в очень высокой степени, и если обе эти архитектуры (я говорю о древнегреческой архитектуре и об архитектуре Иль де Франса XII века) противоположны по своим принципам и благодаря этому весьма различны по достигнутым результатам, между этими двумя искусствами все же можно найти поразительную связь во всем, что касается исканий формы, в профилях, в орнаментации, в некоторых эффектах декоративных деталей, в изучении силуэтов, в энергичной выразительности частей, входящих одновременно в состав конструкции и декорации. Здесь, конечно, не может быть речи о подражании, об идентичности форм, но есть какая-то Связь в манере чувствовать и выражать. Если мы не использовали в такой мере, как греки, те ресурсы, которые дает применение окраски зданий, мы нашли зато разнообразие форм и эффектов, которые им были неизвестны, ибо, разумеется, нужно признать, что мы больше понимаем в формах, чем в красках, мы скорее рисовальщики, чем колористы. В течение XII, XIII, XIV и XV веков у нас были школы замечательных скульпторов и архитекторов; XVIII век изобилует прекрасными граверами, но никогда наши живописцы не могли соперничать с итальянскими живописцами, никогда наши декораторы не могли сравниться в искусстве комбинировать краски с восточными мастерами. Мы были и остались бы до сих пор, если бы нам позволили, народом, преимущественно одаренным качествами, отличающими архитектора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36