О принципах западной архитектуры в средние века

Несколько лет тому назад наконец признали в произведениях светской школы XII века наличие очень глубокого, очень изысканного, слишком даже изысканного искусства, большого вдохновения, плодотворных принципов, но до сих пор еще серьезно не изучали вопроса о формах этого искусства, о формах, живо выражающих наш гений, гибкий, легко ориентирующийся, находчивый, рассудительный, представляющий собой сочетание величия с простотой, скорее показной, чем искренней, но гений подвижный, беспокойный, предпочитающий иллюзию действительности. Народ, некогда цивилизованный, затем в продолжение нескольких веков находящийся под гнетом завоевателей-варваров, отданный во власть светских и духовных феодалов, народ, к которому свет науки проникает только сквозь рясу монаха и который в несколько лет создает зрелое искусство с принципами, выводимыми логически, искусство, в котором все ново, начиная с конструкции и кончая формами; народ, создавший это искусство и с жаром продолжающий его дальнейшее развитие, которое неуклонно и бесповоротно носит все более логический характер; народ, действующий таким образом, составляет в истории искусств, пожалуй, единичное явление, ярко свидетельствующее о том, что он одарен необыкновенным инстинктом.

Резюмируем: оказывается, что в середине XII века политическое состояние и социальный строй этого маленького уголка на западе Европы, образующего в то время Францию, таковы, что практика искусств уходит из монастыря. Складывается светская, чисто светская школа; она с самого начала противостоит монашескому духу, заменяя освященные традиции исканиями новых принципов. Эти принципы основываются уже не на усовершенствовании предписанных образцов, но на науке, на наблюдении законов, дотоле не принятых в строительном искусстве. Эта школа, черпающая свое вдохновение в самой себе, особый вид франкмасонства, не отступает ни на минуту от линии, которую она себе предначертала, предоставляя в то же время свободу индивидуальности. Она отказывается не только от конструктивных приемов романских архитекторов, но и от их профилей, от их скульптуры, их способов украшения зданий. Она привлекает к себе все другие сословия, она преобразует в течение четверти столетия не только другие искусства, но и ремесла. Она настолько могущественна (не забудьте при этом, что она светская, что она народная), что к ней приходится обращаться во всех случаях: чтобы построить замок, городской дом, дворец, больницу, крепость, а также, чтобы воздвигнуть церковь и даже монастырь, упустивший искусство из своих стен. Каждый художник ищет, но ни один не подписывает своего произведения: оно создано корпорацией, сумевшей завоевать единственное, что можно было завоевать в то время: независимость в области умственного труда, идеи свободы, дух научного исследования. Свои вкусы, свое предпочтение, свою ненависть к несправедливости и притеснению и даже свою склонность к сатире — всё это она выражает в тех зданиях, которые приходится поручать ей строить так, как она хочет их строить. Она в такой мере завоевала эту свободу в области искусства, что злоупотребляет ею, не встречая препон, и именно вследствие этих злоупотреблений происходит ее падение после того, как она довела до последних пределов возможного свою науку, довела до абсурда свои принципы и совершенство исполнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36