О принципах западной архитектуры в средние века

Возьмем пример, изображенный на табл. X; рассмотрим этот боковой фасад церкви св. Евтропия в Сенте. Не кажется ли, что перед нами одно из сооружений с побережья Адриатики, но более продуманное в отношении конструкции, еще более греческое в исполнении деталей? Нижние осина освещают склеп; секции, из которых состоят боковые нефы, подчеркнуты с наружной стороны разгрузными арками, благодаря которым своды как бы обозначаются сквозь толщу стены. Архитектор сумел придать величие своей композиции, расчленив световые проемы; он не без основания решил, что архивольты окон, расположенные концентрически дугам арок, чрезмерно акцентировали бы эти проемы; его чувство подсказало ему, что концентрические арки разных диаметров, повторенные одна под другой, производят неприятное впечатление, и он предпочел применить тимпаны, прорезанные круглыми световыми проемами, которые, пропуская свет внутрь, показывают снаружи, что своды возвышаются до больших разгрузных арок. Вся конструкция состоит из камней небольшого размера, которые можно поднять и установить без помощи машин, одними руками. Профили отличаются чрезвычайной тонкостью, они вычерчены рукой законченного художника; орнаменты подобны вышивке, чистоту и прелестный рисунок которой подчеркивают обломы, нисколько не искажая их, и вместе с тем, при этих скромных средствах и столь простых способах выполнения, эта архитектура производит величественное впечатление; она легко доступна пониманию, она ясно выражает свое назначение. Вот пример того, что создала одна из лучших западных школ в начале XII века, и можно привести еще столько же не менее замечательных примеров. Если же мы сравним это искусство с западной итальянской архитектурой приблизительно того же времени, например с боковым фасадом собора в Пизе, в котором совершенно не выявлено его внутреннее строение, пропорции которого нехороши, общий вид которого холоден и скучен, а детали выполнены плохо и обнаруживают подражание профилям, характерным для искусства эпохи упадка Римской империи, то опрашивается, где же здесь наука и где же здесь искусство? Правда, боковой фасад собора в Пизе покрыт мраморной облицовкой, к зданию ведут прекрасные ступени из того же мрамора, оно замечательно красиво стоит, а церковь св. Евтропия в Сенте трижды подвергалась опустошениям, ее основание скрыто под землей, поросшей колючим кустарником и заваленной мусором; и к тому же она находится во Франции.

Но я говорил о деталях, о профилях, украшающих этот образец архитектуры, и считаю необходимым привести здесь некоторые из них на рис. 50 *. Тот, кто на основании опыта хотя бы немного разбирается в эффектах архитектурных профилей, кто размышлял над глубоко продуманными и прочувствованными линиями греческих античных и византийских профилей, несомненно, найдет здесь аналогию в методах, в понимании эффекта, в соотношениях света и тени. Но зачем распространяться о таких утонченных предметах, в которых исключительную роль играет вкус? Художники поймут это сами, а людям, не обладающим художественным чутьем, ничего не докажут наши рассуждения.

* Профиль А принадлежит одному из верхних архивольтов; профиль В — аркам высоких окон; деталь C представляет собой капитель этих окон, a D — одна из массивных капителей колонн, на которых покоятся большие архивольты. Профиль Е — пояс, служащий опорой для окон, a F изображает архивольт окон крипты. Все эти арки имеют различные профили и скульптурные детали. Одни только архивольты окон крипты все одинаковы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36