О принципах западной архитектуры в средние века

К этому же времени клюнийцы построили неф собора в Везлэ, одна из секций которого приведена нами на табл. IX. Насколько романский стиль Сентонжа отличается тонкостью и нежностью, настолько же романский стиль Бургундии дышит силой и даже грубостью. В Сенте капители низки, едва развиты, покрыты скульптурными украшениями, напоминающими ювелирную работу. Профили плоски, состоят из многочисленных обломов, орнамент с его тонкими, почти хрупкими формами имеет вид вышивки. В Везлэ, наоборот, конструкция состоит из больших кусков камня, пропорции ее приземисты, капители огромны, сильно уширены для того, чтобы уместить на себе арки, не имеющие обломов; большие профили просты по композиции; скульптурные украшения энергичны, мощны, еще грубы, но полны стиля; здесь видно искусство, чувствующее свою силу и стремящееся господствовать. Нормандская школа не похожа ни на ту, ни на другую из вышеописанных; но чтобы найти нормандскую архитектуру романского периода, не обезображенную в XII и XIII веках, нужно искать ее не во Франции, а в Англии. Именно там она развилась в конце XI века.

Нормандские архитекторы были искусными конструкторами; но они сравнительно поздно начали строить своды больших пролетов, в то время как в Бургундии и в Иль де Франсе их сооружали уже давно. Над высокими нефами своих больших церквей они, например, до конца XII века сооружали только деревянные перекрытия, тогда как вертикальным частям конструкций они придавали монументальный характер, не встречающийся в других местностях. Одаренные острым и положительным умом и вместе с тем склонные к крупным предприятиям, нормандцы придавали своим зданиям особые черты. Это легко обнаружить в первоначальных частях церквей ев. Троицы и Сент Этьен в Кане, в остатках церквей Сен Вандриль и в Жюмьеже, а в особенности в сооружениях, воздвигнутых по ту сторону пролива. Трансепт собора в Петерборо, например, построенный около середины XII века, прекрасно выражает то, что представлял собой нормандский стиль эпохи его расцвета (см. табл. XI). Кладка точна, выполнение тщательно, но скульптурные украшения отсутствуют; конструкция строго рассчитана, искусна, чувство пропорций тонко, в профилях мало разнообразия, но рисунок их хорошо подобран для занимаемого ими места, видно стремление к сильным декоративным эффектам. На табл. XI справа показана примененная конструкция: стены, в нижней части сплошные, украшены с внутренней стороны аркадой G, представляющей собой лишь облицовку. Начиная со второго этажа I, имеющего окна, архитектор оставил проход в толще стен, позволяющий осматривать большие окна с цветными стеклами и поддерживать их сохранность. На высоте третьего оконного этажа конструкция еще больше облегчается; там более широкий проход Д' образует портик, выходящий на трансепт. Под каждым прогоном деревянного перекрытия встроенные колонны, поднимаясь от самого основания здания, делят всю систему на секции. Если эта архитектура и удаляется от римского искусства более, чем всякая другая, относящаяся к романскому периоду, нужно все же признать, что она не лишена величия и мудрости.

Насколько романская архитектура Бургундии полна силы, смелости, сочности, настолько же архитектура Нормандии величественна и сравнительно искусна; насколько архитектура древнего кельтского населения Запада утонченна, изящна, изысканна, настолько архитектуру Иль де Франса к началу XII вежа можно назвать простой, сдержанной, латинской и по конструкции и по формам; она подчиняется применяемым материалам, носит уже отпечаток строгого вкуса и одинаково далека от преувеличений, как и от неуверенности. Бассейны средней Сены, Уазы и нижней Марны еще полны многочисленными сооружениями этой эпохи, очаровательными в отношении планировки, мудрыми в отношении конструкции, умеренными в скульптурных украшениях. Эта провинция выделяется среди всех остальных, входящих в состав современной Франции, разнообразием своей архитектуры. В Оверни, например, между всеми сооружениями XI века имеется сходство, все они как будто выстроены по одному шаблону и одними и теми же рабочими. То же можно сказать относительно Бургундии, провинции верхней Марны и старинной области эдуев. Нормандская архитектура заключает в себе определенное количество идей, принципов, которые не изменяются; то же наблюдается в Пуату и в Сентонже. Но на почве Иль де Франса, наоборот, уже начиная с романского периода можно обнаружить какую-то свободу, какое-то разнообразие типов, указывающее на беспрерывные попытки выйти из замкнутого круга традиций. Эти-то попытки привели к архитектуре, которой, как я уже говорил, видимо, положил начало Сугерий, как некоему смелому и искусному новшеству. Вскоре эта новая архитектура была принята и другими провинциями, где она привилась в зависимости от характера, присущего каждой из них. Так, бургундцы ввели ее с конца XII века, — эти новые методы подходили к их предприимчивому и деятельному характеру. Нормандцы тоже не замедлили усвоить новые методы; что касается центральных и западных провинций, то те их не понимают и никогда их не перенимают; благодаря своему медлительному уму и, нужно сказать, тому совершенству, которого достигла у них романская архитектура, они не ощущали необходимости в новшествах. Так называемая готическая архитектура проникает в эти провинции лишь значительно позднее, к концу XIII века, и тогда это уже не что иное, как продукт иноземных влияний, непреодолимое движение, которому нельзя было не подчиниться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36