О принципах западной архитектуры в средние века

Среди высоко цивилизованного общества, обладающего весьма совершенным административным аппаратом и законами, искусство пользуется лишь слабым влиянием; для этого общества оно является только предметом роскоши, неспособным ни в чем изменить нравы и обычаи. Отнюдь не следует думать, что то же самое имеет место в обществе в периоды его формирования; там, наоборот, искусство является могучим средством, способствующим развитию цивилизации; оно становится одним из наиболее сильных факторов объединения, когда к тому же существуют точки соприкосновения между национальностями и древними местными традициями. Искусство во Франции с первых лет XIII века является орудием, которым королевская власть пользуется в своих усилиях, направленных к национальному объединению; и действительно, везде, где чувствуется его непосредственное влияние, оно выражается прежде всего в строительстве собора (сооружения, носящего столько же гражданский, сколько и религиозный характер), который воздвигается по новым принципам, первоначально введенным в центре королевской вотчины. Гражданская и военная архитектуры шаг за шагом следуют за церковной архитектурой, и в городе, где строится готический собор, в то же время воздвигают гражданские сооружения, жилые дома и укрепления, совершенно свободные от романских традиций. Если во Франции когда-нибудь существовало Возрождение, то это было в ту эпоху, когда светский дух занимает подобающее ему активное место, когда искусства и ремесла свободно развиваются среди нации, осознавшей себя и начинающей формироваться после веков мрака и лишений. Я не могу в тех рамках, которые я себе предначертал, входить в подробное рассмотрение принципов и духа французской архитектуры XIII века, — эта работа сделана мной в другом месте; поэтому я ограничусь выявлением качеств этого искусства, являющегося нашим достоянием, качеств, которые способны найти себе применение во все времена и при любом социальном строе.

Искусство с формами, достаточно гибкими, и принципами, достаточно широкими, чтобы поддаться всем преобразованиям, приносимым цивилизацией, — явление незаурядное. Поэтому для нас представляет серьезный интерес вникнуть в эти принципы и изучить эти формы. При том скептицизме, в который мы впали в области искусства, нас мало затрагивает то, что одна школа берет верх над другой и что нас окружают зданиями ложно-греческими, ложноримскими и ложноготическими. Но что нас близко затрагивает, это строительство зданий в соответствии с нашими обычаями, с нашим климатом, нашим национальным духом и достижениями в области науки и практических знаний; и, чтобы поставить вопрос ребром, я скажу, что невозможно построить греческое или римское здание, применяя некоторые и» материалов, какими снабжает нас современная индустрия, как, например, железо, тогда как принципы и методы, выдвинутые светскими архитекторами конца XII века, без всяких усилий можно сочетать с применением этих новых материалов, так же как и со всеми потребностями, ежедневно возникающими среди нашего общества. Больше того, в наши дни многообразие запросов, которые нужно удовлетворить, делает экономию необходимой; мы можем применять абсолютные, строго ограниченные принципы античного искусства, только пользуясь методами древних, а в таком случае это вовлечет нас в расходы, несоразмерные с нашими средствами, или же, если мы захотим изменить эти методы, мы принуждены будем извратить принципы, и тогда мы создадим произведения, не имеющие никакой ценности в художественном отношении. Ставить римские колонны из кирпича или дерева или хотя бы из рядов каменной кладки небольшой высоты, покрывая их штукатуркой, помещать над этими колоннами архитравы из тесаного камня, Прикрепленные к железной арматуре, вместо того чтобы употреблять гранитные или мраморные блоки, — это значит искать новых методов, чуждых методам римлян, это значит извращать мудрый, прекрасный принцип, чтобы подменить его смешной, непрочной видимостью, к тому же дорого стоящей по сравнению с реальной ценностью объекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36