О принципах западной архитектуры в средние века

Мы видели, как греки заботились об эффекте, какое широкое понимание они вкладывали в то, что мы называем живописностью, как они достигали вершин искусства, применяя почти изысканные средства, в какой степени они обладали чувством линии и как это чувство проявлялось в тонком, изощренном знании естественных законов и инстинктивных требований глаза. Мы вновь встречаем эти качества в нашей французской школе XII века, наряду с меньшей простотой применяемых средств, меньшим величием результатов, но с частицей той безмерной смелости, которая свойственна новому времени.

Греки подходили с особым вниманием к композиции углов своих зданий; и действительно, углы здания — это его силуэт, его линия, его внешняя форма, запечатлевающаяся в памяти. Работая над геометрическим чертежом, никогда нельзя учесть того впечатления, которое должен производить угол здания, видимый всегда только в законченном виде, со случайной точки. Чтобы его скомпоновать и вычертить, архитектор должен нарисовать его в своем воображении, представить его себе заранее. Греческие здания, геометрические чертежи которых тяжелы, неизящны, производят в законченном виде совершенно иное впечатление. Возьмем в качестве примера афинское святилище Пандрозы (рис. 59). На этом маленьком портике строго геометрических очертаний мы видим огромный антаблемент, под которым кажутся придавленными поддерживающие его кариатиды; его цоколь кажется голым; но когда мы рассматриваем законченное здание, эти опоры приобретают значительность благодаря чистоте и твердости линий скульптуры; в этих фигурах столько непринужденности и величия, что тяжесть антаблемента пропадает, его размеры вполне пропорционально соответствуют ансамблю. Статуи выполнены так, что колонны показались бы менее прочными. Предположим, что архитектор, построивший святилище Пандрозы, не был бы одарен тем совершенным знанием эффекта, и что он поставил бы углы своего портика на два столба, оставив в качестве промежуточных опор кариатиды; это было бы, несомненно, мудро и безупречно в отношении конструкции, но он получил бы лишь банальный силуэт, он не нашел бы столь смелого и тонкого контура для угла, он не привлекал бы взоров; его здание не оставляло бы в памяти никакого следа. Художник, подчиняющийся избитым законам, которые мы теперь принимаем за классические традиции, никогда не решился бы показать угловые кариатиды, а в особенности стоящие во втором ряду, в профиль; он повернул бы угловые кариатиды по диагонали и не преминул бы повернуть на четверть оборота кариатиды второго ряда, чтобы все они были обращены фасом в наружном направлении, а спиной — внутрь портика. Поместить антаблемент на статую, видимую в профиль! Это чудовищно! Между тем, не говоря о выполнении этого храмика (а это выполнение прекрасно), все достоинство композиции заключается в правдивой непринужденности этих фигур, идущих в одном направлении, как будто бы они несут на своих головах балдахин. Поза этих фигур спокойна, как я подобает опорам, и, благодаря их своеобразной установке, в памятнике чувствуется движение, живая мысль, поражающая воображение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36