О принципах западной архитектуры в средние века

Бросим стачала внимательный взгляд на кладку: мы увидим, что монолитные колонны, так сказать, сглаживают углы; что они удачно расчленяют горизонтальную структуру кладки контрфорсов, оставляя ее в то же время на виду; что ажурная аркада между контрфорсами богато украшена, что она как бы приобретает мощность на этих контрфорсах и входит в состав их конструкции; что углы над капителями расцветают подобно какому-то растению; следя за ними, взгляд переносится на мощный выступ карниза, необходимый для создания прохода; что это прорастание углов их завершает; что, наконец, для избежания сухости поворота балюстрады и ее внезапного выступа под устоями башен, для создания перехода между этими выступами и уступами — на вершинах углов балюстрады помещены фигуры животных.

Если фасад собора Нотр Дам в Париже прекрасен в том виде, в каком он существует в настоящее время, нужно, тем не менее, признать, что все было замечательно хорошо подготовлено, чтобы получить завершение в виде каменных шпилей, и что их отсутствие вызывает сожаление. В конструкции башен чувствуется сила, неоправданная, поскольку они ничего не несут. Какими изящными показались бы эти столь искусно поставленные устои, их большие проемы, завершающиеся мужественными архивольтами, вся эта конструкция, несколько тяжеловесная для роли венчающей части, если бы шпили стояли на своем месте! На табл. XII изображены эти венчающие части, которым две существующие башни служат лишь пьедесталом. Рассматривая этот чертеж, передающий лишь общую массу, силуэт, не стараясь дополнить первоначальный проект, мы видим великолепные пропорции большой ажурной галереи, очевидно, слишком высокой для башен, если бы они не были спроектированы со шпилями; мы видим удачную линию венчающих частей контрфорсов этих башен, венчающих частей, которые сейчас кажутся вялыми и не соответствующими твердости нижних линий. Мы видим, как композиция постепенно переходит от горизонтали к пирамидальным линиям вершины. Если мы закроем эти два шпиля, изображенные на табл. XII, то сразу будет заметно, что все в фасаде Нотр Дам было скомбинировано для завершения этими шпилями, для того, чтобы подготовить для них основание; и когда от рассмотрения целого мы перейдем к деталям, каждый конструктор будет поражен при виде бесчисленных мер предосторожности, принятых при выполнении постройки, и сочетания осмотрительности строителя-практика со смелостью художника, сочетания, полного возможностей и воображения; изучая профили и скульптуры, мы находим твердые методы, строго соблюдаемые принципы, совершенное знание производимого впечатления, стиль несравненной чистоты, не встречающий себе равного в современном искусстве, тонкое и одновременно смелое выполнение, в котором нет и тени преувеличения, — целый ряд достоинств, обусловленных серьезным изучением предмета и любовью к форме. Где могли все это почерпнуть эти художники, если не в своем собственном чувстве? Кто научил их искусству достигать сильных эффектов? Кто показал им эти новые формы? В какой школе приобрели они эту верность глаза?

Фасад собора Парижской богоматери выявляет еще одно качество, присущее только французским архитекторам в то время, когда Франция обладала собственной архитектурой: это — разнообразие в единстве. На первый взгляд портал кажется симметричным, а между тем, любовь к разнообразию налицо: так, левая дверь не похожа на правую *. Северная башня (слева) явно толще южной. С этой стороны аркада большой галереи отличается большей мощностью и массивностью, чем другая, из чего можно заключить, что по распространенному в то время обычаю оба каменных шпиля должны был» иметь отличия в деталях, хотя и представляя при этом две уравновешенные массы. Мы знаем, насколько нам, людям Запада, необходимо разнообразие. Ясно, что здесь, как и в других зданиях, построенных за один прием в ту же эпоху, архитектор не мог решиться повторить дважды одну деталь; воздвигая две башни, он сделал разные эскизы для каждой из них, и лишняя работа, которую он брал на себя, была для него пустяком в сравнении со скукой, которую он испытал бы, следя за тем, как рабочие выполняют две совершенно одинаковых колоссальных постройки. Многие осуждают эту разницу в деталях, нарушающую абсолютную симметрию, но нельзя не согласиться с тем, что в этой потребности разнообразия сказывается деятельный ум, постоянное искание лучшего, я бы сказал, соревнование, вполне отвечающее нашему характеру людей Запада. Это разнообразие особенно сильно выступает в деталях: одинаковые по своей массе, все капители в одном и том же ордере разнообразны. Подчиняясь общему основному плану, каждый скульптор стремился вложить в работу что-то свое.

* Правая дверь в своей значительной части состоит из фрагментов скульптур XII века. Казалось бы, отстраивая собор Нотр Дам, архитектор пожелал сохранить наиболее прекрасные остатки более раннего здания (см. „Description de Notre Dame" par) M. M. de Guilhermy et Viol let le Due

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36