О принципах западной архитектуры в средние века

В отношении замысла романское искусство весьма далеко от подлинного величия собора Нотр Дам; в деталях оно имеет еще меньше общего с формами, применяемыми светскими архитекторами. Светскую школу можно рассматривать как олицетворение протеста новых идей против традиции, как могучий порыв к цивилизации, т. е. — в понимании нового времени — к безостановочному движению вперед.

Но мне могут возразить: «в Европе существует только один такой фасад, как Нотр Дам в Париже»; это правда, и, хотя изобилие образцов ничего не доказывает в области искусства, хотя существует только одна «Илиада», трудно допустить, что в искусстве или в поэзии может возникнуть единственный шедевр, являющийся исключением; он представляет собой лишь итог, лишь отражение определенного строя идей. Возможность объединять чувства всех является, наоборот, преимуществом эпох, благоприятных для искусства. К тому же, мы не знаем, что могли бы сделать светские архитекторы в начале XIII века, если бы они располагали досугом и средствами для постройки других зданий, столь же значительных, как и фасад Нотр Дам. Он был единственным, который удалось построить почти за один прием, да и то он остался незаконченным. В Лане, в Сан-лисе, в Амьене перед нами — замыслы, относящиеся к той же эпохе, но искаженные, измененные или незаконченные, причем каждый носит свой особый отпечаток и имеет замечательные отдельные части.

Эпохи, благоприятные для искусств, обладают даром распространять их повсюду: в доме крестьянина и во дворце, В соборе богатого города и в скромной сельской церкви. От самой ничтожной греческой постройки исходит такой же аромат искусства, как и от самого богатого храма, и маленькие дома в Помпеях, построенные из туфа и кирпича, представляют собой произведения искусства так же, как и общественные сооружения этого города. Век, для которого искусство—не более как роскошь, как достояние привилегированных классов или оболочка, подходящая лишь для некоторых общественных сооружений, такой век может отличаться внешней благоустроенностью, но в нем нет подлинной цивилизации, ему можно предсказать жестокие потрясения. Духовные блага, как и материальные, когда они являются привилегией немногих, возбуждают зависть и вызывают злобу. В те времена, когда лишь небольшое число лиц умело читать, невежественная толпа, получив на один день возможность похозяйничать, сжигала книги с такой же яростью, с какой она жгла пышные замки, являвшиеся для нее средоточием всех жизненных благ. Когда все будут грамотными, книгам будет обеспечена полная безопасность на библиотечных полках. Делать из искусства предмет роскоши, связывать его с богатством весьма опасно для искусства и для того меньшинства, которое им наслаждается. Поэтому все должны быть заинтересованы в том, чтобы искусство стало полноправным, повсеместным, чтобы оно проникло в умы всех, и прежде всего — в умы художников; чтобы искусство в области архитектуры состояло не в выборе драгоценных мраморов, в нагромождении украшений, но в благородстве формы, в правдивом выражении потребностей, ибо вырезать профиль, руководствуясь правильным принципом и хорошим чертежом, обходится не дороже, чем придать ему контур, не учитывая ни места, которое он должен занять, ни впечатления, которое он должен производить. В XIII веке искусство, найденное светской школой, было в основе своей демократичным, оно было во всем, и поселянин мог так же гордиться своей маленькой церковью, а небогатый рыцарь своей усадьбой, как горожанин своим собором и сюзерен своим дворцом. Художникам недостаточно восхищаться искусствами прошлого; копировать их — это значит признавать свою несостоятельность. Нужно их понимать, проникаться ими и извлекать из них выводы, приложимые к современной нам эпохе, и видеть в форме лишь выражение определенной идеи. Формы, смысл которых нельзя объяснить, не могут быть прекрасными; что же касается архитектуры, то всякая форма, не подсказанная конструкцией, должна быть отвергнута. Эти принципы, которые я считаю не слишком абсолютными и непреложными, строго соблюдались французской светской школой, особенно в начале ее развития, и их применение особенно заметно в простейших сооружениях. Возьмем в качестве примера одно из маленьких зданий в Бургундии, построенное из бутового камня, в котором камень применен лишь с чрезвычайной экономией; войдем в церковь Монреаля, — это сельская церковь *. Там нет ничего лишнего, архитектура сводится к одной конструкции, стены сложены из бутового камня, только одни устои — из тесаного камня, а между тем, в этом простом здании мы обнаруживаем искусство, полное изящества, его немногочисленные профили отличаются несравненной красотой и по совершенству резьбы не уступают греческим профилям самой блестящей эпохи. Скульптура, размещенная весьма скупо, отличается широтой выполнения и гармонирует с простотой здания. Рассмотрим (рис. 64) один из устоев боковых нефов: колонна, встроенная на одну треть своего диаметра, несет подпружную поперечную арку свода А. С целью создать место для пят боковых арок В, для основания крестового свода С и для наружных камней подпружной арки А архитектор увенчал устой D двумя рядами кладки, спрофилированными напуском; он понял, что если бы он повел этот встроенный устой D по отвесу Е боковой арки В, то он лишил бы колонну всего ее значения и израсходовал бы много лишнего камня. Рассудок и чувство подсказали ему простое устройство, дающее ему, кроме того, декоративный мотив. Посмотрим, как вырезан профиль G абака для того, чтобы бросить густую тень в глубину, где свет всегда рассеянный, нисколько не уменьшая необходимой прочности этого низкого ряда, несущего нагрузку. Несколько устоев Н имеют квадратную форму со скошенными углами, чтобы не препятствовать, движению проходящих; рассмотрим разумную композицию их баз, как от квадратного цоколя промежуточный ряд составляет переход к многоугольной части, как эти угловые «лапы» К тонко очерчены и массивны; как форма и конструкция согласованы во всем. Когда искусство проявляет себя: при таких скромных данных, то это — совершенное искусство, у которого есть чему поучиться. Я не буду касаться всех многочисленных деталей, расположенных в других местах: пытаясь их проанализировать, я вышел бы из рамок данного труда; достаточно будет указать некоторые из них, чтобы дать понятие о том, как работали архитекторы светской школы в начале XIII века, когда они стремились применять новые формы.

* В десяти километрах от Аваллона. Церковь в Монреале относится к концу XII века.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36