О принципах западной архитектуры в средние века

В настоящее время мы видим памятники древности в развалинах, разграбленными, все они носят следы опустошений, произведенных варварами. Эти руины часто пропадают в пыли и грязи, окруженные бесформенными обломками. Между тем, древние, воздвигая прекрасные здания, не относились равнодушно к их окружению, они выбирали для них место, они умели привести толпу остроумно предусмотренными переходами с улицы к святилищу божества, и храмы и дворцы в Афинах и в Риме никогда не стояли в грязи, как большинство наших общественных сооружений. В то время наружная окраска зданий, которая у нас показалась бы смешной (подобно тому, как смешно видеть человека в роскошной одежде идущим пешком по улице), приобретала большое значение благодаря заботливости, проявленной в отношении ограждения зданий от повреждений. Эта заботливость выражалась в том, что зданиям отводили просторное место и окружали их второстепенными постройками. Мы видим, что это благоговейное отношение к произведениям искусства весьма развито у восточных народов. Становится понятным, почему пагода расцвечена от основания до вершины яркими красками, инструкциями, эмалью, когда к дверям этой пагоды проникаешь только пройдя через несколько дворов, все более и более обширных, все более и более роскошных, тщательно замощенных мрамором, украшенных кустарниками и фонтанами. Начинаешь понимать богатство египетских храмов, когда, входя в них, проходишь сквозь эти пилоны, эти портики, эти вестибюли, великолепие которых все увеличивается по мере приближения к святилищу. Становится, наконец, понятной яркая живопись греческого храма, когда видишь все те предметы искусства, которыми он окружен: представьте себе священные рощи, ограды, тысячи украшений, как бы служивших введением в последнее и наиболее совершенное выражение архитектуры.

Мы давно забыли, что произведениям искусства нужна мизансцена. В древности всегда придерживались этого принципа; средневековье часто пыталось вернуться к нему, но эти попытки были явно слабыми, в особенности во Франции, ибо в Италии еще не видно влияния этих языческих традиций, и в. этом преимущественно и кроется причина впечатления, производимого архитектурными произведениями этой страны, хотя, взятые сами по себе, эти произведения часто значительно слабее тех, которые имеются во Франции. В этом опять-таки — искусство наряжать художественные произведения, а мы, по-видимому, давно уже этому не верим. Необходимо сейчас же отметить, что эта небрежность, присущая нашему национальному характеру, представляет собой следствие одного из его прекрасных и высоких качеств, но этого следствия можно было бы избежать, сохраняя преимущества, связанные с принципом, из которого оно вытекает. Для этого нам нужно было бы иметь точное представление о наших способностях, расстаться с некоторыми предрассудками, несовершенными или устаревшими доктринами, общераспространенными банальностями, с которыми мы, художники, по слабости или невежеству, не имеем мужества или средств смело бороться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36