О принципах западной архитектуры в средние века

В романской школе намечалась уже очень определенная тенденция подчинять профили конструкции, и в этом отношении она ушла вперед по сравнению с римской архитектурой эпохи империи, мало заботившейся о согласовании форм с конструкцией. То, что роняли романские архитекторы, было светскими архитекторами XII века возведено в закон. Профили вычерчивались с тех пор: во-первых, в зависимости от их назначения; во-вторых, в строгом соответствии с высотой рядов кладки; в-третьих, с учетом простейшей отески камня; иначе говоря, с наименьшей потерей материала, так как материал дорог и обходится тем дороже, чем большее его количество срезать. Никогда у них выступающий профиль не является частью облицовки стены, как это слишком часто можно видеть в римской архитектуре. Римлянин (рис. 75), приказав вывезти из карьеров камни в том виде, в каком они добыты, желает вытесать пояс. Он вычертит профиль А, оставит постели на линиях С и потеряет весь сколотый кусок В. Архитектор XII века (рис. 76) расположит свой пояс в низком слое А, постели у него будут на линиях В, вычерчивая свой профиль, он потеряет минимальное количество материала, и ему не придется скалывать камень. Это правило абсолютно и не терпит исключений, — достаточно взглянуть на несколько сооружений той эпохи, чтобы в этом убедиться. Нельзя не согласиться с тем, что это разумное использование материала в архитектуре является достоинством. Когда я смотрю на базилику Гигантов в Акраганте и вижу, что не только наружные встроенные колонны, но и внутренние столбы и даже атланты состоят из рядов камней с множеством вертикальных швов, что материал этого сооружения по сравнению с общими размерами зала является не более, мак обыкновенным бутовым камнем, я принужден сказать себе, что греки прежде всего стремились создать формы, признававшиеся у них красивыми, совершенно не считаясь с теми средствами, которыми они располагали. Я понимаю, что они покрыли эту конструкцию штукатуркой, наложенной, чтобы замаскировать несоответствие конструкции с наружным видом; я любуюсь формой, я становлюсь на их точку зрения и далек от того, чтобы осуждать их; тем не менее, когда я вижу здание, в котором архитектор сумел получить такие же красивые формы, подчинив их конструкции, когда я замечаю, что эта конструкция и природа примененного материала повлияли на формы, я также восхищаюсь, и мой ум чувствует себя удовлетворенным. Более того, я говорю себе: если бы греки применили эти последние принципы, возможно, что они пришли бы к тому же, что создали наши архитекторы, ибо методы их рассуждения одни и те же; исходя из противоположных принципов, они, естественно, должны были получить иные результаты. Я вижу среди греков прекрасных художников, рассматривающих конструкцию своих сооружений (кстати, очень простую и применимую только в очень простых зданиях), как средство, которому они не придавали никакого значения, я вижу среди наших архитекторов средневековья искусных конструкторов, принужденных строить обширные и сложные сооружения и сумевших придать своим конструкциям формы, вполне с ними согласованные при помощи самых простых средств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36