О принципах западной архитектуры в средние века

Греки ставят своей целью форму и подчиняют ей конструкцию; греки сумели найти форму, настолько же прекрасную, как и простую, и их конструкция проста, — это вполне логично. Светский архитектор XII века силою вещей, под влиянием новых веяний, новых запросов, принужден применять весьма утонченную и сложную конструкцию; он не хочет ее замаскировать, наоборот, он старается выявить ее при помощи самых естественных форм, — это также вполне логично. Допустим, что век Перикла был лучше века Филиппа-Августа, что быть современником Иктина было приятнее, чем современником Пьера де Корби. Хорошо, я согласен, но подобные сожаления или пожелания нам не помогут: мы не можем вычеркнуть столетий и всего, что они принесли с собой в смысле новых идей, новых запросов, опытов, открытий. Поэтому можно удивляться, когда говорят, что для продвижения вперед нужно вернуться на двадцать веков назад. Чтобы идти вперед, нужно хорошо знать пройденный путь и то, что скопило время на этом пути. Между тем, этап XII и XIII веков является одним из наиболее поучительных в истории искусства, поскольку он видел нарождение удивительного интеллектуального движения в духе новых идей, движения, вызванного протестом светских стремлений против традиции, исканиями новых средств применяемых для создания новых форм. Сказано ли этим, что готическая школа нашла последнее и наиболее полное выражение нашего искусства? Разумеется, нет, — она создала прекрасный этап, и вычеркнуть его не значит двинуться вперед. Но, возразят мне, допустим, что эта эпоха была могуча, что она внесла прогресс в искусство; однако с тех пор ушли еще дальше; разве вы не принимаете во внимание всего того, что было сделано после нее, и неужели вы, заявляющий, что не нужно возвращаться назад, захотите стереть шесть веков и вернуть нас к этому искусству прошлого? На это я отвечу, что возвращаться вспять на шесть или на двадцать веков — это почти одно и то же; что те, кто стремился в XVI веке возобновить античные искусства, имели на то свои причины, основательность которых я попытаюсь проверить; но подражать этому возврату или продолжать его в наше время равносильно обречению молодого сильного тела на жизнь с мертвецами, равносильно осуждению его на преждевременную смерть. Могилами любуются, но в них не живут. Одно дело — читать произведения умершего, но другое дело — кутаться в его саван. Вопрос не в том, чтобы вернуться назад, к веку Перикла, Августа или Людовика Святого; нужно видеть сквозь эти эпохи те времена, когда искусство живо отражало цивилизацию, когда оно умело создавать новые принципы; нужно воспользоваться этими накопленными сокровищами, не растеряв из них ни одной крупинки, распознать эти разнообразные принципы и направить внимание художника на те из них, которые останутся вечно истинными, применимыми и животворящими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36