О принципах западной архитектуры в средние века

Между тем, наступает день, когда, усталые от безостановочных поисков лучшего, разбитые, отчаявшиеся в своих средствах, мы встречаем на своем пути эти усовершенствованные другими результаты принципов. И вот, мы не помним себя от восхищения и вносим столько же жара в подражание часто неудачным выводам из некогда оставленных нами принципов, сколько усердия мы вносили в погоню за новыми. Ясно, что эти странные возвращения назад вносят большую сумятицу в идеи, и становится весьма трудным отличить среди этих разнообразных элементов правильное от ложного и вдохновение от подражания. Вот почему нам так трудно в настоящее время понять, чего мы хотим и что нам подобает в области искусства. Греки дают приблизительно такую же картину, но их спасает свойственная им непоколебимая любовь к формам. Они идут вперед, они испытывают влияния, но они, благодаря своему художественному чутью, преображают все, к чему бы они ни прикоснулись, и всегда остаются учителями тех, кто их делает своими данниками.

Проследим шаг за шагом развитие Нашего искусства в этом уголке Запада, начиная от эпохи Каролингов до нового времени. Самое большее, что можно найти в Италии и во Франции, — это несколько остатков сооружений VIII и IX веков, и эти обломки свидетельствуют о бесформенном искусстве, каком-то компромиссе между римскими традициями и влияниями, пришедшими с Востока. В X веке на Западе происходит нашествие норманнов, остановившее развитие едва начинавшей возрождаться цивилизации. Лишь в XI веке, под влиянием монашеских организаций, в особенности клюнийцев, можно наблюдать формирование искусства, нашедшего новый путь *.

Эти монахи начинают с того, что устраиваются по мере возможности в местах, занятых прежде римлянами. Место, на котором расположена была римская вилла, еще оказывает влияние на расположение их монастырей. В их строительных программах ориентация, участок, назначение занимают более важное место, чем симметрия, и клюнийские монастыри, подобно римским виллам, представляют собою разумное, тщательно продуманное сочетание построек, различных по своему назначению. Что касается вкусов западных монахов, то они приближаются к вкусам латинян более, чем к каким-либо другим. Между тем, с наступлением XI века, в искусство внедряются новые элементы. Именно этот момент в истории архитектуры требует наиболее осторожного анализа, ибо все, чем мы овладеваем, берет свое начало из этих первых опытов. Излишне напоминать здесь об огромном влиянии аббатства Клюни в течение X и XI веков, т. е. при аббатах св. Одоне, Эмаре, св. Майоле, св. Одилоне и св. Гуго; о привилегиях, которыми пользовалось это аббатство, обеспечивавших ему полную независимость от всякой светской и епископской власти, независимость, благодаря которой оно подчинялось одному лишь папе; о целом ряде путешествий, предпринятых монахами во все европейские страны; о реформах, ревностными проповедниками которых они сделались во всем христианском мире; о предпринятых ими значительных трудах. Это была настоящая держава, единственная, логически и правильно совершавшая свой путь в эти времена общественных бедствий и упадка всех других властей. Клюнийский орден, властитель умов, центр образования, единственный, поддерживавший непрерывные сношения с Италией, Испанией и Германией, диктовавший повсюду свой устав, нуждался в искусстве, которое было бы на высоте его миссии. К тому же, нельзя не признать, что в то время все выдающиеся умы, все люди, считавшие, что человечество должно направить свои помыслы на освобождение от варварства, бросались в клюнийские монастыри и тем самым приносили этой обширной религиозной и цивилизаторской ассоциации поддержку своих интеллектуальных сил.

Таким образом, в Клюни, в результате постоянных сношений этого центра с его учреждениями, рассеянными по Италии, Германии и доходившими даже до Востока, образовался как бы резервуар, в котором смешивались различные источники искусства, собранные отовсюду, чтобы слиться в единый новый поток. Именно таким образом традиции римского искусства могли создать мощную школу. Клюни, Турню, Везлэ, Сен Мартэн де Шан в Париже, Шаритэ сюр Луар — хранят замечательные образцы этого клюнийского искусства, единственного, заслуживающего в XI веке названия архитектуры. Клюнийские каменщики, каменотесы, скульпторы, живописцы владели методами, свойственными школе, силы и величия которой нельзя отрицать, школе, берущей начало в латинском искусстве, но носящей печать собственного гения.

>* См. „Dictionnaire raisonne...*, статьи „Architecture", „А. religieuse", „А. monastique", .Construction".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36