О принципах западной архитектуры в средние века

Вот то, что видят люди духа, то, что узнают и ясно понимают, но не все таковы; немногим людям дано это духовное зрение. По моему мнению, надлежит спуститься до уровня низших и вести себя с ними осмотрительно, воздавая каждому по заслугам, по завету того, кто сказал: «Я стал всем для всех, чтобы привлечь их всех...».

Но довольно. Нужно было бы процитировать все письмо, представляющее собою шедевр, проникнутый истинно христианским духом, хорошим вкусом и местами тонкой иронией. Петр Преподобный и Сугерий являются наиболее светлыми умами XII века. Неистовый Бернард предчувствует будущее влияние искусств и наук на народные умы; он опасается возвращения языческих искусств, он предвидит, что форма возьмет верх над догматом, философия над верой. Этот гениальный человек измеряет глубину пропасти, но он не понимает духа людей своей эпохи. Ему едва удается замедлить стремительный поток при своей жизни. Петр Преподобный — почти античный философ; в его уме есть нечто от Цицерона, но в соединения с величием, смирением и спокойствием истинного христианина. Сугерий — государственный муж, не участвующий в монашеских распрях; он замечает опасность, но считает более предусмотрительным обойти ее, чем бороться с ней один на один, как делает это св. Бернард. Это отступление необходимо для понимания того, что следует ниже.

Клюнийцы имели в своих общежитиях школы, которые были не только необходимы для обучения самих монахов, но были открыты и для мирян. Среди клюнийцев были архитекторы, скульпторы и живописцы, но они, кроме того, обучали искусствам! за стенами монастыря, ибо для украшения их церквей и богатых монастырей необходимо было обращаться к помощи рабочих-мирян; клюнийцы в XII веке были слишком аристократичны, чтобы работать собственными руками. Чем больше презрения выказывали цистерцианцы к пластическим искусствам, тем больше изысканности вкладывали клюнийцы в свои постройки, в свою мебель и одежды. Борьба началась, и клюнийцы, как все люди, достигшие высокой ступени цивилизации среди еще -грубого общества, видели в своих соперниках варваров, боролись с их доведенным до крайности пуританством, внедряя интерес и любовь к искусствам в массы, насколько это в то время было возможно. Их архитектура к середине XII века носит отпечаток необычайной изысканности. Но, возвышая таким образом мирян до степени художников и искусных ремесленников, внушая им вкус и обучая их практике искусств, они развили их прирожденное вдохновение, находившиеся до тех пор в скрытом состоянии.

Действительно, в клюнийских постройках с 1120 до 1140 года можно обнаружить возникновение нового принципа: романская традиция подвергается нападкам, пытаются разрешить некоторые проблемы, уже не руководствуясь античными методами, но при помощи рассуждения. По-видимому, во Франции, каждый раз когда решаются отступить от традиций, чтобы следовать за новой идеей, это совершается с чрезвычайной быстротой. Мы не раз имели возможность убедиться в этом в течение последнего столетия, а мы ведь были тем же народом в XII веке, что и в XVI и в XVIII веках. Аббаты Везлэ решили построить паперть в своей церкви, которая была романской по своему плану, так же как и по деталям, профилям и скульптурам, но в которой можно обнаружить новые конструктивные принципы, предвосхищающие независимое искусство *. Приблизительно в это же время был воздвигнут Лангрский собор, в деталях, которого, носящих почти римский характер, а еще более в конструкции, Мы видим уже полное отсутствие романских методов. В 1144 году аббат Сугерий заканчивал постройку церкви аббатства Сен Дени; и вот, части здания, относящиеся к упомянутой эпохе, говорят нам о том, что совершилась архитектурная революция; не только отвергнута полуциркульная арка, но и найдена новая конструктивная система, так называемая готическая. Где Сугерий отыскал мастера-строителя? Происходил ли он из монашеской среды? Был ли он мирянином? Монах Гильом ** ограничивается указанием, что знаменитый аббат «призвал из разных мест королевства рабочих, всякого рода каменщиков, плотников, живописцев, кузнецов, литейщиков, ювелиров и гранильщиков драгоценных камней, известных в качестве искусных мастеров своего дела». Но нигде во Французском королевстве того времени, и тем менее за его пределами, не воздвигали построек, подобных церкви Сен Дени. Заметим еще, что Сугерий желал, чтобы здание было построено быстро, так как он стремился видеть его законченным из опасения, что его преемник не будет продолжать начатого им дела. В 1140 году 5 июня король Людовик Толстый заложил первый камень фундамента***, а 11 июня 1144 года он присутствовал при освящении церкви,— постройка была закончена. Эта новая церковь имела такую же длину, как и возвышающаяся перед нами в настоящее время, но меньшую ширину. Этой спешкой объясняется небрежное выполнение конструкций, отсутствие фундамента в некоторых местах, перестройка нефа и трансепта, оказавшаяся необходимой сто лет спустя, но эта спешка говорит нам о намерении быстро достигнуть необычайных результатов, поразить толпу, добиться своего одним ударом. Цель была достигнута, ибо все современники и сам настоятель Клюни, преподобный Петр, признали в этом произведении, начатом и завершенном Сугерием, одно из чудес Запада. Но чем объяснить эту спешку?

Сугерий отличался практическим умом; он не мог не сознавать, что институт монашества близится к своему закату, и, введя в своем аббатстве в 1127 году строгую реформу, довольствуясь для себя бедной кельей после письма св. Бернарда, в котором цистерцианский аббат восстает против беспорядочной жизни монахов Сен Дени ****, он все же чувствовал, что нужно восстановить блеск королевского аббатства каким-нибудь крупным предприятием, что нужно сделать нечто большее и иное, чем клюнийцы, не разделяя презрения цистерцианцев к художественным произведениям; он сознавал, что монашеские ордена, наоборот, должны были встать во главе прогресса, новых идей, завоевать толпу новизной неизведанных вкусов.

* См. .Dictionnaire raisonne...", статьи: „А. religieuse", рис. 22, и „Construction", рис. 99.

** Жизнь Сугерия, кн. II.

*** .Ipse enim serenissimus Rex intus descenders propriis manibus suumimposuit, hosque et multi alii tam abbates quam religiosi viri lapides suos imposuerunt, quidam etiam gemmas, ob amorem et reverentiam Ihesu Christi decantates: Lapides pretiosi omnes muri tui".

(«Сам же светлейший король, сойдя вниз, собственными руками положил свой камень, и многие другие, как аббаты, так и верующие, положили свои камни, некоторые же и драгоценные камни в знак любви и преданности Иисусу Христу, с пением: Все камни твоей стены драгоценны») (письмо Сугерия).

**** В этом письме (78-е издание Мабильон) св. Бернард говорит: «что в стенах монастырей толпятся вооруженные люди и женщины, что там занимаются всевозможными делами и нередко происходят столкновения».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36