О принципах западной архитектуры в средние века

Именно в этом заключается разница между искусствами, развивающимися в XII веке во Франции, и античными искусствами. В то время западное общество было охвачено какой-то лихорадкой, и это отражается на искусствах, В древнем Риме политические революции и умственные движения не имеют существенного влияния на искусства; последние совершают свой путь, не принимая участия в общественной жизни. Во Франции в XII веке происходят восстания городских общин, феодализму наносятся первые удары рукою того же Сугерия. Королевская власть начинает постепенно выходить из прежнего жалкого состояния. Великая клюнийская реформа бросает свои последние отблески. Клерикальная власть монашеских орденов устарела, она стесняет, она препятствует созданию единой власти. Сугерий выделяется в эту эпоху осторожностью своих политических действий, указывающей на то, что в эти трудные времена он обладал в достаточной мере проницательным умом и вместе с тем сдержанностью, умел верно оценивать людей и события, и мы видим, как во время его правления в самом сердце Французского королевства искусства всецело меняют направление, окончательно порывают с последними романскими клерикальными традициями и поворачивают на совершенно иной путь. Именно во время правления Сугерия епископ Бодуэн II, друг аббата Сен Дени, строит около 11 50 года Нойонский собор, и этот собор обнаруживает самое разительное сходство с сохранившимися еще частями церкви аббатства Сен Дени. Приблизительно в то же время строят собор в Санлисе, а в 1160 году епископ Морис де Сюлли приступает к постройке Парижского собора по новому плану и программе.

После римской эпохи города Галлии во всех центральных и северных провинциях лишились вместе с муниципальными учреждениями и тех зданий, которые служили внешними признаками существования этих учреждений. Когда в XI веке некоторые из этих городов захотели снова завоевать свои старые привилегии и поклялись в верности коммуне, им пришлось проводить свои собрания на городских площадях, ибо в эти годины бедствий не существовало зданий, кроме церквей и замков, которые могли бы вместить собрание горожан. Из тех властей, против которых поднимались коммуны, аббатства были, естественно, наиболее упорны в своем враждебном отношении к движению, тогда как светские сеньоры, епископы и сюзерен объявляли себя то покровителями, то противниками новых свобод, в зависимости от того, находили ли они для себя выгодным защищать их или подавлять.

В XII веке епископы сознавали, что их авторитет чрезвычайно ослаблен религиозными учреждениями, подчинявшимися одному лишь святому престолу, освобожденными от всякой епархиальной дисциплины, привлекавшими в свою пользу приношения верующих, покрывавшими страну монастырскими и приходскими церквами, обеспечивавшими себе все большее влияние при дворе сюзерена, в замке сеньора и в жилище поселянина. Епископам оставался только один выход—  это воспользоваться движением городских общин, начавшим развиваться светским духом, чтобы вновь взять в свои руки, хотя бы в породах, ускользнувшую от них власть над епархией. С 1160 года они пустили в ход все средства, чтобы дать этим городам, охваченным коммунальным духом, обширные здания, где горожане могли бы собираться вокруг епископской кафедры. В то время они были щедры на уступки этому новому духу; они выбрали для своих соборов программы, противоположные тем, которые применялись аббатами, они пожелали выстроить их в виде больших нефов, широко открытых, совершенно лишенных внутренних перегородок, имеющих лишь один алтарь, епископскую кафедру, мало или даже ни одной капеллы; иными словами, здания, в общих чертах соответствовавшие плану римской базилики *. Действительно, население откликнулось на призыв епископов: средства притекали, и в течение нескольких лет города Париж, Сане, Шартр, Руан, Бурж, Реймс, Санлис, Мо, Амьен, Камбрэ, Аррас, Бове, Труа видели, как воздвигались большие соборы, существующие до сих пор, хотя их первоначальное расположение и подверглось значительным изменениям. Для составления проектов и их выполнения были призваны исключительно миряне, уже организованные в ремесленные корпорации. Всецело проникшись намерениями епископов, они не только руководствовались новыми продиктованными им программами, но ввели новые конструкции, новые архитектурные и скульптурные формы. Они быстро усовершенствовались в геометрии и черчении: что же касается статуй и украшений, то образцы для них они стремились брать в природе.

* См. „Dictionnaire raisonne...", ст. „Cathedrale".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36